Уважаемый
господин
Председатель!
Уважаемые
члены государственной
комиссии!
Цель
настоящей
работы – разработка
рекомендаций
по повышению
эффективности
использования
кадрового
потенциала
ОАО «Мурманский
тарный комбинат»,
отвечающего
современным
и перспективным
задачам предприятия.
Актуальность
темы крайне
высока, так как
в современных
рыночных условиях
уровень и состояние
кадрового
потенциала
напрямую влияет
на достижение
генеральных
целей организации,
в том числе:
достижение
максимальной
прибыли;
способность
к конкурентной
борьбе;
обеспечение
социального
благополучия
ее работников.
В работе
были использованы
такие теоретические
материалы как:
Егоршин
А.П., Управление
персоналом;
Малиновский
П., Методы оценки
персонала и
др.
Федеральный
закон от 30.12.2001 г.
№ 197-ФЗ «Трудовой
кодекс Российской
Федерации».
Положение
о проведение
аттестации
федерального
служащего,
утвержденное
Указом Президента
Российской
Федерации от
09.03.1996г. № 353.
Исследование
и опыт кадровой
службы комбината
до настоящего
времени
свидетельствуют
о том, что эта
служба чрезвычайно
мало реализовывала
свои функции
управления
персоналом
предприятия.
Деятельность
вчерашней
кадровой службы
ограничивалась
пассивной и
автономной
регистрацией:
приём, увольнение,
учёт личного
состава и отчётность.
В период
преддипломной
практики мною
был проведен
опрос работников,
а в особенности
– руководителей,
с целью выяснить
отношение к
перспективе
введения на
комбинате
периодической
аттестации
персонала.
Б
ыл
задан вопрос:
считаете ли
Вы своевременным
и актуальным
введение аттестации
персонала
на нашем предприятии?
Да Нет
Затрудняюсь
ответить
Интересно,
что 62% опрошенных
не согласны
с введением
периодической
аттестации
персонала на
комбинате, а
8% затруднились
ответить на
этот вопрос.
Таким образом,
70% сомневаются
в целесообразности
аттестации
для предприятия
и для себя лично.
Это связано
с искусственным
характером
аттестационных
процедур,
существовавших
до 1990 года. Работники,
подвергшиеся
аттестации
в указанный
период, как
правило, приобрели
к ней стойкое
отвращение,
что мешает
вводить аттестацию
персонала на
комбинате в
настоящее
время.
Конечно,
возвращаться
к старой системе
аттестации
кадров вряд
ли разумно.
Поэтому я предлагаю
более усовершенствованную
(чем проводилась
ранее) методику
оценки персонала
– комплексную,
включающую
собеседование
и непосредственно
перед самой
аттестацией
анкетирование
работников.
Условно
контингент
аттестуемых
предлагаю
разделить на
3 группы. Первую
группу составят
специалисты
всех направлений
и руководители
низовых трудовых
коллективов,
во вторую группу
войдут так
называемые
руководители
среднего звена
(начальники
цехов, участков,
отделов и т.п.);
в третью группу
будут включены
главные специалисты,
руководители
структурных
подразделений
и их заместители.
При
проведении
аттестации
на комбинате
я предлагаю
использовать
следующие
рекомендации:
1. Во
всех случаях
комиссии должны
руководствоваться
официально
принятой
системой принятия
кадровых решений
(в соответствии
с КЗоТ).
2. Члены
комиссии должны
иметь доступ
к материалам,
характеризующим
результативность
труда оцениваемого
сотрудника.
3. Оценку
следует проводить
по отдельным
специфическим
профессиональным
навыкам, максимально
исключив общие
вопросы.
4.
Работникам
необходимо
предоставлять
возможность
ознакомиться
с решениями
относительно
оценки их работы.
5. Необходимо,
чтобы и сами
оцениваемые
сотрудники
ее понимали,
видели ее
справедливость.
6. Руководитель
и оцениваемый
должны готовиться
к встрече и
быть готовы
обсуждать
прошлую результативность
на фоне задач
нового периода.
7. Необходимо
учитывать
способность
к творчеству,
предприимчивость;
в том числе
умение оперативно
принимать
решения для
достижения
цели, способность
прогнозировать
и планировать,
умение организовать,
анализировать
и контролировать
работу подчиненных.
Практическая
реализация
изложенных
предложений
и рекомендаций
по изменению
кадровой политики,
внесение дополнений
и изменений
в действующий
коллективный
договор, позволят
повысить
эффективность
использования
кадрового
потенциала
ОАО «Мурманского
тарного комбината»,
сделать его
более совершенным,
отвечающим
текущим и
перспективным
целям и задачам
предприятия
в рыночных
условиях.
Оглавление
1. Введение.…………………………………………………………………………3
2. Концепция
управления
персоналом
предприятия.………………………….…6
2.1. Нормативно-правовые
акты по вопросам
управления
персонала и
аттестации.……………………………………………………………………………….6
3. Внедрение
системы аттестации
персонала в
организации.…………………...15
Цели
аттестации
и роль руководителя.………..…………………………17
Методы
и критерии
оценки при
аттестации
персонала…………………23
4. Особенности
аттестации
персонала в
корпорациях
и организациях.………...45
4.1.
Особенности
аттестации
персонала в
ОАО «Московская
городская
телефонная
сеть»………………………………………………………………….….45
4.2.
Специфика
аттестации
государственных
служащих………………….…46
5. Система
управления
персоналом
в ОАО «Мурманский
тарный комбинат»…50
5.1. Характеристика
предприятия………………………………………….…..50
5.2. Организационная
структура
управления
предприятия…………………..52
5.3.
Анализ
положения о
коллективном
договоре на
предприятии…….…....54
5.4. Квалификационный
уровень персонала
ОАО «МТК»……………………55
5.5. Подготовка
кадров и развитие
персонала на
предприятии………………66
6. Заключение………………………………………………………………………..69
7. Литература,
нормативно-правовые
акты………………………………………..76
8. Приложения……………………………………………………………………….78
Человек
стоит столько,
во сколько
другие его
ценят.
Б.Грасиан
1. Введение.
Целями трудового
законодательства
являются установление
государственных
гарантий трудовых
прав и свобод
граждан, создание
благоприятных
условий труда,
защита прав
и интересов
работников
и работодателей.
Выполнение
хозяйственных
задач во многом
зависит от
правильности
применения
организационных
факторов,
способствующих
рациональному
использованию
трудовых ресурсов.
Значительное
место среди
них занимает
внедрение
мероприятий
по научной
организации
труда и, в первую
очередь, осуществление
принципов
рационального
разделения
и кооперации
труда работников,
занятых в сфере
управления
производством,
обеспечение
правильного
подбора, расстановки
и использования
кадров в соответствии
с профессиональной
подготовкой
и опытом работы.
Организации
существуют
для достижения
стоящих перед
ними целей.
Степень реализации
этих целей
показывает,
насколько
эффективно
действует
организация,
т.е. насколько
эффективно
она использует
находящиеся
в ее распоряжении
ресурсы.
Показатель
прибыли позволяет
оценить эффективность
работы организации
в целом, которая
складывается
из эффективности
использования
каждого из
организационных
ресурсов, в том
числе каждого
сотрудника.
Естественно,
что сотрудники
неодинаково
выполняют свои
профессиональные
обязанности
– в любой организации
есть лидеры,
аутсайдеры
и середняки.
Однако, чтобы
провести эту
дифференциацию,
необходимо
иметь единую
систему регулярной
оценки эффективности
выполнения
каждым сотрудником
своих должностных
функций. Такая
система повышает
эффективность
управления
человеческими
ресурсами
организации
через:
положительное
воздействие
на мотивацию
сотрудников.
Обратная связь
благотворно
сказывается
на мотивации
работников,
позволяет им
скорректировать
свое поведение
на рабочем
месте и добиться
повышения
производительности;
планирование
профессионального
обучения. Оценка
персонала дает
возможность
определить
недостатки
в квалификационном
уровне каждого
сотрудника
и предусмотреть
меры по их
исправлению;
планирование
профессионального
развития и
карьеры. Оценка
сотрудников
выявляет их
слабые и сильные
профессиональные
качества, что
позволяет
подготовить
индивидуальные
планы развития
и эффективно
спланировать
карьеру;
принятие
решений о
вознаграждении,
продвижении,
увольнении.
Регулярная
систематическая
оценка сотрудников
предоставляет
руководству
организации
возможность
принимать
обоснованные
решения о повышении
зарплаты,
повышения в
должности или
увольнении.
Создать
систему оценки,
одинаково
сбалансированную
с точки зрения
точности,
объективности,
простоты и
понятности
очень сложно,
поэтому на
сегодняшний
день существует
несколько
систем оценки
персонала,
каждая из которых
имеет свои
достоинства
и недостатки.
Однако
наиболее
распространенной
является,
безусловно,
система периодической
аттестации
персонала.
Аттестация
персонала
представляет
собой – 1) метод
оценки персонала
организации;
руководитель
периодически
оценивает
эффективность
выполнения
должностных
обязанностей
с помощью стандартных
критериев; 2)
кадровые
мероприятия,
призванные
оценить уровень
труда, качеств
и потенциала
личности требованиям
выполняемой
работы; 3) процедура
определения
квалификации,
уровня знаний,
практических
навыков, деловых
качеств работника
и установления
степени их
соответствия
занимаемой
должности. Цель
аттестации
персонала –
повышение
эффективности
использования
кадрового
потенциала
организации;
по ее результатам
принимается
решение о сохранении
или изменении
аттестуемому
должности или
системы мотивации
его труда,
необходимости
дополнительной
подготовки.
Цель настоящей
работы – разработка
рекомендаций
по повышению
эффективности
использования
кадрового
потенциала
ОАО «Мурманский
тарный комбинат»,
отвечающего
современным
и перспективным
задачам предприятия.
2. Концепция
управления
персоналом
предприятия.
2.1. Нормативно-правовые
акты по вопросам
управления
персонала и
аттестации.
Нормативные
акты имеют свою
иерархию. Главный
ранг имеет
Основной закон,
или Конституция,
а в основании
пирамиды лежат
законы, указы,
постановления,
распоряжения,
инструкции,
приказы. Подобно
тому как должностная
иерархия
предполагает
выполнение
нижестоящими
приказов
вышестоящих,
а не наоборот,
законодательный
акт, изданный
в целях развития,
конкретизации
закона, не должен
противоречить
этому закону.
Органы
государственной
власти субъектов
Российской
Федерации
принимают
законы и иные
нормативные
правовые акты,
содержащие
нормы трудового
права, по вопросам,
не отнесенным
к полномочиям
федеральных
органов государственной
власти. При
этом более
высокий уровень
трудовых прав
и гарантий
работникам
по сравнению
с установленным
федеральными
законами и
иными нормативными
правовыми
актами Российской
Федерации,
приводящий
к увеличению
бюджетных
расходов или
уменьшению
бюджетных
доходов, обеспечивается
за счет бюджета
соответствующего
субъекта Российской
Федерации.
Органы
государственной
власти субъектов
российской
Федерации по
вопросам, не
урегулированным
федеральными
законами и
иными нормативными
правовыми
актами Российской
Федерации,
могут принимать
законы и иные
нормативные
правовые акты,
содержащие
нормы трудового
права. В случае
принятия федерального
закона или
иного нормативного
правового акта
Российской
Федерации
по этим вопросам
закон или иной
нормативный
правовой акт
субъекта Российской
Федерации
приводится
в соответствие
с Федеральным
законом или
иным нормативным
правовым актом
Российской
Федерации.
В случаях,
если закон или
иной нормативный
правовой акт
субъекта Российской
Федерации,
содержащий
нормы трудового
права, противоречит
настоящему
Кодексу или
иным федеральным
законам либо
снижает уровень
трудовых прав
и гарантий
работникам,
установленный
настоящим
Кодексом или
иными федеральными
законами, применяется
настоящий
кодекс или иной
федеральный
закон.
Работодатель
принимает
локальные
нормативные
акты, содержащие
нормы трудового
права, в пределах
своей компетенции
в соответствии
с законами
и иными нормативными
правовыми
актами, коллективным
договором,
соглашениями.
В случаях,
предусмотренных
настоящим
Кодексом, законами
и иными нормативными
правовыми
актами, коллективным
договором,
работодатель
при принятии
локальных
нормативных
актов, содержащих
нормы трудового
права, учитывает
мнение представительного
органа работников.
Коллективным
договором,
соглашениями
может быть
предусмотрено
принятие локальных
нормативных
актов, содержащих
нормы трудового
права, по согласованию
с представительным
органом работников.
Локальные
нормативные
акты, ухудшающие
положение
работников
по сравнению
с трудовым
законодательством,
коллективным
договором,
соглашениями
либо принятые
без соблюдения
предусмотренного
настоящим
Кодексом
порядка учета
мнения представительного
органа работников,
являются
недействительными.
В таких случаях
применяются
законы или
иные нормативные
правовые акты,
содержащие
нормы трудового
права.
Применительно
к аттестации
роль законодательства
|