МЕХАНИЗМ  ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ  ROTAX 912 ULS

  Главная       Учебники - Двигатели      Конструкция и эксплуатация двигателя rotax 912 uls и его систем

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

 

МЕХАНИЗМ  ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ  ROTAX 912 ULS

    Механизм газораспределения предназначен для своевременного впуска в цилиндры топливо-воздушной смеси и выпуска из них отработавших газов. Механизм газораспределения двигателя "Rotax-912UL" имеет нижнее расположение распределительного вала и верхнее расположение клапанов.

В состав механизма входит распределительный вал с гидрокомпенсаторами зазоров , штанги, коромысла, оси коромысел, клапана, пружины  и направ­ляющие втулки клапанов .

Усилие от кулачков вала через гидрокомпенсаторы, штанги и коромысла передается клапанам, которые открываются, сжимая пружины. Закрытие клапанов происходит под действием сжатых пружин.

ВНИМАНИЕ: Перед запуском двигателя необходимо выполнить "холодную" прокрут­ку до появления давления масла для заполнения гидрокомпенсаторов.

  Распределительный вал расположен в картере двигателя и имеет привод от коленчатого вала через пару шестерен. Частота вращения его в два раза меньше частоты враще­ния коленчатого вала. Осевое перемещение распределительного вала ограничено с по­мощью опорных поверхностей шестерен, установленных на вал.

От распределительного вала со стороны РТО осуществляется отбор мощности для при­вода маслонасоса, а со стороны MS - для привода водяного насоса и механического та­хометра.

При сборке картера необходимо совместить метки на шестернях привода, что обеспе­чивает правильную установку фаз газораспределения.

 

 

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ  ROTAX 912 ULS

 

   Система смазки предназначена для смазки трущихся деталей двигателя, а также для частичного их охлаждения и для удаления от них продуктов износа. Система смазки двигателя (рис. 37) является системой закрытого типа с "сухим" карте­ром, с принудительной циркуляцией масла. Интегрированный маслонасос объемного типа приводится в действие от распределительного вала.

Из маслобака (1) масло, под действием разрежения, создаваемого маслонасосом, посту­пает во всасывающую магистраль (2), проходит, охлаждаясь, через радиатор (3) и по всасывающей магистрали (4) попадает во всасывающую полость маслонасоса, образо­ванную роторами (5). При вращении роторов происходит сжатие и перемещение пор­ции масла в нагнетающую полость маслонасоса. Из этой полости, масло через периферийные отверстия фильтра (7) попадает в его внутреннюю полость. Проходя через фильтрующий элемент во внутреннюю полость фильтра, масло очищается от приме­сей. При засорении фильтрующего элемента клапан (10) открывается за счет перепада давлений и масло, минуя фильтрующий элемент, попадает в двигатель, что предотвра­щает масляное "голодание".

ВНИМАНИЕ: Смазка двигателя неочищенным маслом приводит к преждевременно­му износу его деталей. Использование рекомендуемых масел, применение оригинальных мас­ляных фильтров и регулярное, своевременное выполнение регламент­ных работ исключает это явление.

   Очищенное масло попадает в полость высокого давления маслонасоса, которая имеет перепускной клапан (8). При превышении номинального давления шарик открывает канал (9) маслонасоса, по которому излишки масла перепускаются во всасывающую полость маслонасоса. Давление перепуска (момент открытия клапана) регулируется количеством шайб под пружиной.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: При "холодном" запуске при низких температурах производитель­ность перепускного клапана может быть недостаточна из-за высо­кой вязкости масла. Но при прогреве двигателя вязкость масла па­дает и давление не должно превышать номинальное значение.

Из полости высокого давления масло поступает в канал (11), расположенный в левой половине картера. Из канала (11) масло попадает в каналы гидрокомпенсаторов ци­линдров 2 и 4 и из них, по каналам штанг (13) и коромысел (15) поступает для смазки деталей газораспределительного механизма. По внутренней полости корпусов штанг и каналам (17) масло стекает в картер, смазывая кулачки распределительного вала. Из канала (П) масло также поступает на смазку опоры N3(18) распределительного ва­ла, по каналам (19), (20) и (21) - на смазку опор НЗ и S2 коленчатого вала и шатунного подшипника цилиндра 4.   По соединению (22) масло поступает в канал (23), располо­женный в правой половине картера. С канала (23) масло поступает на смазку опор N1(28) и N2(24) распределительного вала; опор HI, H2 и S1 коленчатого вала; шатун­ные подшипники цилиндров 1,2 и 3; деталей газораспределительного механизма ци­линдров 1 и 3. После смазки шатунных подшипников масло разбрызгиванием попада­ет на стенки цилиндров, поршни и поршневые пальцы. После смазки опор S 1(31) и S2(21) масло попадает в полости редуктора и приводов для смазки их деталей.

   Если двигатель оборудован регулятором шага воздушного винта (версия 912UL3), то по магистрали (33) масло попадает в полость фланца (34), а затем, к шестеренчатому насосу (35) регулятора. Давление масла повышается до 23 МПа и по каналу (36) поступает во внутреннюю полость вала ВВ и по каналу (39) возвращается в полость редук­тора. Расход масла, а как следствие - давление в полости вала ВВ (38), зависит от по­ложения рычага управления. Давление в полости воздействует на исполнительный ме­ханизм ВВ.

Все масло, после смазки деталей, стекает в нижнюю часть картера (40) и под воздейст­вием давления картерных газов, через штуцер (41) и возвратную магистраль (42) попа­дает в маслобак (1). Приемный штуцер маслобака сориентирован так, что масло по касательной попадает на сепаратор (43), который обеспечивает газоотделение. По сет­ке сепаратора масло стекает вниз, а газы через вентиляционный штуцер (44) выходят из бака. Отвод газов может осуществляться в атмосферу, в воздушный фильтр или в дополнительный бак, имеющий сообщение с атмосферой. Необходимо предусмотреть защиту вентиляционного отверстия от обледенения и засорения. Если перекрытие вен­тиляционного отверстия все же произошло, то избыточное давление стравливается че­рез клапанную крышку заливной горловины маслобака.

В процессе эксплуатации необходимо постоянно контролировать давление и темпера­туру масла. Для этого в зоне канала (11) установлен датчик температуры, а в зоне ка­нала (23) - датчик давления.

 

Эксплуатация маслосистемы.

 

   При предполетном осмотре визуально проверить герметичность системы смазки, убедиться в отсутствии масла. 

   Проверить уровень масла. Перед проверкой уровня масла провернуть ВВ по направлению вращения на несколько оборотов для полного возврата масла из двигателя в маслобак или проработать на режиме «МГ» в течении 1 минуты. Уровень масла должен быть между метками « min» и «max» измерительного щупа (разница между метками « min» и «max»  составляет 0,45 л).

   Не допускать эксплуатацию двигателя с температурой масла ниже нормальной (90-100ºС), т.к. это приводит к образованию конденсата воды в системе смазки. Для удаления конденсата необходимо хотя бы один раз в день превысить температуру масла выше 100ºС.
 

 

Маслобак

Рис. 37. Система смазки двигателя "Rotax-912UL"

 

 

 

 

 

 

 

 СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ  ROTAX 912 ULS

   Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального теплового режи­ма двигателя регулируемым отводом тепла от деталей, которые нагреваются в ре­зультате трения или контакта с горячими газами. При недостаточном отводе тепла двигатель перегревается, что приводит к падению мощности и увеличению расхода топлива, кроме того, может возникнуть детонация. При сильном перегреве проис­ходит "горячий" задир и заклинивание поршня. Переохлаждение двигателя приводит к увеличению расхода топлива и значительному снижению ресурса деталей цилиндро-поршневой группы. Сильное переохлаждение может вызвать "холодный" задир порш­ня и трещины на внутренних стенках рубашки охлаждения. На двигателе "Rotax 912" система охлаждения комбинированного типа. Цилиндры охлаждаются воздухом. Головки цилиндров охлаждаются жидкостью.

Жидкостная система охлаждения.

   Жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости от центробежного насоса. Охлаждающая жидкость из нижней точки ра­диатора подается водяным насосом в рубашки охлаждения головок, затем поступа­ет в расширительный бачок - аккумулятор и возвращается в радиатор. Крыльчатка насоса установлена на вал, который приводится в действие от распре­делительного вала с помощью пары шестерен (рис. 6 и рис. 10). Приемный патру­бок , расположенный в крышке насоса может иметь четыре угловых положения. Насос имеет четыре раздаточных штуцера, ввернутых в корпус, которые с помощью шлангов соединяются с нижними патрубками руба­шек охлаждения головок . Для отвода жидкости в верхней части рубашек расположены отводные штуцеры, которые с помощью шлангов соединяются с при­емными патрубками расширительного бачка-аккумулятора. Бачок имеет отводной штуцер , который соединяется с верхней точкой ра­диатора или расширительным бачком  (в зависимости  от компоновки системы ). Расширительная полость, являясь верхней точкой системы охлаждения, имеет клапанную крышку, которая регулирует соединение с переливной емкостью. При нагреве охлаждающей жидкости происходит ее расширение, что вызывает по­вышение давления в системе. Выпускной клапан открывается когда давление в сис­теме больше чем 0,9 МПа и через переливной штуцер  часть жидкости попадает в переливную емкость. При охлаждении жидкости проис­ходит ее сжатие и в системе создается разрежение. Впускной клапан в крышке от­крывается и жидкость, за счет разрежения возвращается в систему. Тепловой режим двигателя должен контролироваться по температуре головки ци­линдра. Датчик температуры устанавливается в отверстие более горячей головки цилиндров (2 или 3). В качестве основного параметра можно использовать темпе­ратуру жидкости на выходе из двигателя, но после определения взаимосвязи тем­пературы жидкости и температуры головки.

В качестве охлаждающей жидкости используется водный раствор этиленгликоля с антикоррозионными, антивспенивающими и смазывающими присадками (напри­мер - Тосол А40 и его аналоги). В летний период эксплуатации, для повышения эф­фективности системы охлаждения, допускается добавление дистиллированной во­ды, но не более 50%.

ВНИМАНИЕ:            1. Охлаждающая жидкость должна быть совместима с алюминием.

2.      Этиленгликоль - ядовит !

  

   При предполетном осмотре визуально проверить герметичность системы охлаждения, убедиться в отсутствии подтекания охлаждающей жидкости.

   Проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровень жидкости в переливном бачке должен быть между метками « min» и «max».

   Во избежании ожога проверку выполнять на холодном двигателе.


 

 

Принципиальные схемы системы охлаждения


 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..