ВЫБОР РАЗМЕРОВ ВОДЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Автомобильный двигатель ЗИЛ-130 (А. М. Кригер) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    .. 

 

 

 

ВЫБОР РАЗМЕРОВ ВОДЯНОГО НАСОСА ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130



Для проектирования водяного насоса необходимо знать количество прокачиваемой охлаждающей жидкости при работе двигателя на режиме максимальной мощности и сопротивление системы охлаждения.

 

Количество протекающей через систему охлаждения жидкости при работе двигателя с максимальной мощностью оценивалось

 

 

 

С целью частичного превращения кинетической энергии в потенциальную уже на рабочем колесе эта высота была увеличена до 1,5 см.

Затем необходимо было определить геометрические размеры спиральной камеры нагнетания (улитки). Однако при спиральных камерах, выполненных в пределах пространства между передним торцем блока и впускным патрубком водяного насоса, не удалось получить требуемой подачи водяного насоса и необходимой равномерности распределения охлаждающей жидкости по правой и левой группам цилиндров. Поэтому была принята другая конструкция полости нагнетания, обеспечивающая удовлетворительные указанные выше параметры (рис. 97).

На рис. 98 приведено сопротивление системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130 до введения байпаса увеличенного сечения (патрубка, соединяющего полость расположения датчика термостата с всасывающей полостью водяного насоса) и после этого мероприятия.

Используя графики на рис. 98, можно определить показатели режима работы водяного насоса при любой частоте вращения коленчатого вала: напор Нн, подачу G)K, требуемую мощность Nu,

к. п. д. насоса. Из приведенных данных следует, что при введении байпаса увеличенного сечения режим работы водяного насоса сместился из зоны оптимального к. п. д. вправо; при этом мощность, потребляемая водяным насосом, возросла на 25—30%, что связано с большим количеством прокачиваемой охлаждающей жидкости через двигатель, а также с работой

водяного насоса в этом случае при более низком к. п. д. Однако увеличение сечения байпаса было признано целесообразным, так как при этом устранялись местные перегревы двигателя.

Линии одинакового к. п. д. на универсальной характеристике водяного насоса не замкнуты снизу из-за трудности получения на имеющемся стенде показателей работы при малой частоте вращения коленчатого вала.

На рис. 99 изображены безразмерные характеристики водяного насоса, построенные по результатам его стендовых испытаний.

Данные, на основании которых построены графики на рис. 98 и 99, были получены при температуре воды во время испытаний водяного насоса, приблизительно равной 20° С. При другой температуре воды результаты могут значительно отличаться от полученных.

 

 

 

 

Рис. 97. Водяной насос двигателя ЗИЛ-130 (на виде спереди шкив условно не показан):
1 — полость нагнетания водяного насоса (на виде спереди показана штриховыми линиями); II — место расположения переднего торца блока; III — выпускной патрубок водяного насоса (на виде сбоку показан условно в развернутом виде)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    ..