В результате исследований, проведенных в НИИавтоприборов, было
установлено, что наивыгоднейшее передаточное число от шестерни стартера
к зубчатому венцу маховика находится в пределах 20—30, а также была
выведена формула для мощности стартера в зависимости от конструктивных
особенностей двигателя.
Для получения наибольшего передаточного числа при допустимых размерах
маховика был принят стартер, шестерня которого имела девять зубьев при
модуле 2,5 мм. Но в этом случае из-за малой толщины шестерни было трудно
обеспечить правильный режим термообработки, поэтому модуль увеличили до
3 мм, а число зубьев шестерни оставили прежним. Передаточное число при
этом равно 15,7.
Мощность стартера, подсчитанная по этой формуле,
равна
1,6 л. с., а с учетом вольт-амперной характеристики аккумуляторной
батареи 1,5 л. с. Стартер такой мощности типа СТ-14Б был принят к
установке на двигатель ЗИЛ-130.
Принципиальная конструктивная особенность этого стартера — применение
винтовых шлицев в рычажном приводе.
Результаты испытаний двигателя ЗИЛ-130 в холодильной камере НАМИ
показали, что пусковая система его выбрана правильно.
Испытания стартеров в эксплуатационных условиях выявили следующие
основные недостатки: пробуксовку и поломку муфты свободного хода
привода, вызванные износом плунжеров, по-
ломкой пружин и обоймы, а также разрушение упорной
шайбы привода.
Для увеличения долговечности муфты свободного хода был изменен угол
между осями направляющих отверстий плунжеров и роликов, увеличена
твердость обоймы и установлены специальные упоры под пружины.
В настоящее время на двигателе ЗИЛ-130 устанавливается стартер СТ-130А,
который отличается от стартера СТ-14Б конструкцией токоведущей шины,
муфты свободного хода и материалом щеток.
Характеристики стартера снимают на стенде, имеющем шестерню с тормозным
устройством. Шестерня стартера вводится в зацепление с шестерней стенда.
При изменении силы затяжки тормоза меняется нагрузка на стартер, в этот
момент фиксируется частота вращения, сила тока и крутящий момент
стартера, а также напряжение на его зажимах. Износные испытания
стартеров проводились на стенде, имитирующим работу стартера на
двигателе.