РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Проектирование системы электрооборудования нового автомобиля ЗИЛ-130
было начато, как обычно, с составления схемы соединений ее отдельных
элементов, при этом исходными данными явились, прежде всего,
утвержденные технические требования на новый автомобиль, а также
многолетний опыт проектирования грузовых автомобилей на ЗИЛе и некоторые
основные положения, оговоренные в ведомственных нормалях, ГОСТах и т. п.
При составлении схемы было принято:
— схема электрооборудования — однопроводная с присоединением на корпус
(массу) автомобиля отрицательных зажимов источников тока;
— потребители, которые должны работать как во время движения автомобиля,
так и на стоянке (при неработающем двигателе), подсоединяются к цепи
через свои выключатели помимо выключателя зажигания (звуковой сигнал и
наружное освещение) ;
— потребители, которые должны включаться только при работающем
двигателе, получают питание через выключатель зажигания (контрольные
приборы и лампы, электродвигатели отопления и вентиляции, указатели
поворота и т. д.).
Питание на стартер подается непосредственно от аккумуляторной батареи.
Все приборы наружного и внутреннего освещения подсоединяются к
центральному переключателю света пол-зункового типа.
При выборе защиты цепей была учтена нецелесообразность введения
предохранителей в цепи зажигания, питания и пуска двигателя, поскольку
этим снижается надежность систем. Все остальные цепи должны быть
защищены термобиметаллическими предохранителями, так как практика
эксплуатации показала, что в случае применения плавких предохранителей
при их перегорании плавкие вставки, как правило, заменяют проволокой
произвольного сечения.
Сечения проводов для отдельных участков схемы выбирали по допускаемой
плотности тока в соответствии с отраслевым стандартом автомобилестроения
II 1973—54 и рекомендациями
SAE применительно к проводам с пластмассовой
изоляцией (в отраслевом стандарте Н 1973—54 нагрузки заданы
применительно к резиновой изоляции).
Для некоторых участков схемы выбранное сечение провода проверяли по
допускаемому падению напряжения, в частности, так были проверены цепи
пуска двигателя и наружного освещения для обеспечения нормальной работы
стартера и фар. Падение напряжения в проводах стартера не должно
превышать 0,2 В на каждые 100 А нагрузки, в проводах фар оно должно быть
не более 2,5% номинального напряжения.
На грузовых автомобилях ЗИЛ провода сечением менее 1 мм2, как правило,
не устанавливаются, что обусловлено требованиями механической прочности.
Цвета изоляции применяемых в схемах электрооборудования проводов
выбирали исходя из ГОСТа 9751—61 * на провода марки ПГВА, а маркировку
проводов — в соответствии с отраслевым стандартом Н 1973—54.
Традиционным для ЗИЛа является применение на проводах круглых
наконечников, что при несколько большей трудоемкости сборки, чем при
вильчатых наконечниках, значительно повышает надежность соединения. В
настоящее время разрабатывается конструкция штепсельных разъемов для
пучков проводов; применение этих разъемов значительно упрощает сборку и
увеличивает надежность электрического соединения.