Система вентиляции, отопления и кондиционирования Рено
Логан 2005
Схема системы вентиляции, отопления и кондиционирования:
1 — компрессор;
2 — вентилятор системы охлаждения двигателя;
3 — трубопровод низкого давления;
4 — клапан для заправки и выпуска хладагента из трубопровода низкого
давления;
5 — редуктор;
6 — вентилятор отопителя;
7 — корпус отопителя;
8 — заслонка регулятора температуры;
9 — радиатор отопителя;
10 — испаритель;
11 — щиток передка;
12 — клапан для заправки и выпуска хладагента из трубопровода высокого
давления;
13 — трубопровод высокого давления;
14 — ресивер;
15 — датчик давления хладагента;
16 — радиатор системы охлаждения двигателя;
17 — конденсатор
Автомобиль может быть оборудован либо системой вентиляции и отопления,
либо системой вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, которые
служат для создания наиболее комфортных условий для водителя и
пассажиров независимо от погодных условий.
В систему вентиляции и отопления входят: отопитель, вентилятор
отопителя, воздуховоды и дефлекторы. По воздуховодам воздух из отопителя
подводится к решеткам обдува ветрового и боковых стекол, к центральным и
боковым дефлекторам на панели приборов, а также к вентиляционным
отверстиям в кожухе отопителя для подачи воздуха к ногам водителя и
пассажиров.
Блок управления вентиляцией, отоплением и кондиционированием воздуха
Управление системой осуществляется поворотом рукояток, расположенных на
блоке управления вентиляцией, отоплением и кондиционированием. Блок
управления установлен на консоли панели приборов.
Отопитель установлен под панелью приборов в центре, воздуховоды
закреплены под поперечной балкой панели приборов. В корпусе отопителя
установлены вентилятор отопителя, распределительные заслонки,
направляющие потоки воздуха к определенным зонам, и радиатор отопителя,
соединенный шлангами с системой охлаждения двигателя.
Радиатор отопителя
Через радиатор отопителя постоянно циркулирует охлаждающая жидкость. В
зависимости от положения заслонки, связанной с регулятором температуры,
наружный воздух может проходить через радиатор отопителя либо минуя его.
Вентилятор отопителя
При движении автомобиля воздух поступает в отопитель через отверстия,
расположенные в левой и правой декоративных накладках щитка передка. Для
увеличения подачи воздуха в салон во время движения автомобиля, а также
на стоянке, служит вентилятор отопителя.
Интенсивность подачи воздуха определяется скоростью вращения
вентилятора. Электродвигатель вентилятора, в зависимости от
подсоединения дополнительного резистора, может вращаться с четырьмя
различными скоростями.
Управление потоками воздуха в салоне осуществляется регулятором
распределения потоков воздуха, который тягами связан с заслонками.
Управляя заслонками, регулятор направляет потоки воздуха через
воздуховоды к центральным и боковым дефлекторам, к нижним вентиляционным
отверстиям в кожухе отопителя, а также к решеткам обдува стекол,
расположенным в панели приборов.
Клапаны выхода воздуха из салона (при снятом заднем бампере)
Из салона воздух выходит через отверстия, расположенные сверху в
боковинах багажника и далее наружу, через клапаны, установленные за
боковинами заднего бампера.
Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон
наружного воздуха (при движении автомобиля по задымленным, запыленным
участкам дороги) служит система рециркуляции воздуха. При перемещении
рычага включения режима рециркуляции воздуха заслонка системы
рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля,
при этом воздух в салоне автомобиля начинает циркулировать по замкнутому
контуру без обмена с наружным воздухом.
Часть автомобилей комплектуется системой кондиционирования воздуха.
Система кондиционирования предназначена для снижения температуры и
влажности воздуха в салоне. Кондиционер включается нажатием кнопки
выключателя кондиционера, расположенной в блоке управления вентиляцией,
отоплением и кондиционированием воздуха, при этом должен быть включен
вентилятор отопителя. При включении кондиционера загорается
сигнализатор, расположенный рядом с кнопкой выключателя кондиционера.
Компрессоркондиционера
установлен на кронштейне двигателя спереди, под генератором. Привод
компрессора кондиционера осуществляется поликлиновым ремнем от шкива
привода вспомогательных агрегатов. В шкив компрессора встроена
фрикционная электромагнитная муфта, осуществляющая
соединение-разъединение вала компрессора со шкивом по сигналам ЭБУ
двигателем.
После компрессора пары хлад агента поступают в конденсатор,
расположенный перед радиатором системы охлаждения двигателя.
Далее хладагент поступает в ресивер, который закреплен на конденсаторе,
с левой стороны. Из ресивера хладагент поступает в редуктор, а затем в
испаритель, расположенные под панелью приборов в корпусе отопителя.
Охлажденный таким образом воздух поступает в салон автомобиля. Из
испарителя хладагент вновь засасывается компрессором, и рабочий цикл
повторяется. На трубопроводах высокого и низкого давления установлены
клапаны для заправки и выпуска хладагента из системы кондиционирования.
Датчик давления хладагента
На трубопроводе между компрессором и конденсатором установлен датчик
давления хладагента. Датчик давления выдает сигнал ЭБУ, который
управляет электровентилятором системы охлаждения двигателя в зависимости
от величины давления хладагента и скорости движения автомобиля. Кроме
того, по сигналам датчика давления ЭБУ выключает компрессор кондиционера
при падении давления хладагента в системе до 2,0 бар и при возрастании
давления до 27,0 бар. В штуцере трубопровода, под датчиком давления
установлен запорный клапан, который закрывается при отворачивании
датчика. Поэтому при замене датчика давления утечки хладагента из
системы кондиционирования не произойдет.
Хладагент в системе кондиционирования находится под высоким давлением.
При работах, связанных с разгерметизацией системы кондиционирования,
следует избегать попадания хладагента в глаза, на кожу и в дыхательные
пути. Любые работы с хладагентом необходимо проводить только в
проветриваемом помещении.
При заправке системы кондиционирования следует использовать только
материалы, рекомендуемые заводом-изготовителем.
Запрещается проводить сварочные или паяльные работы на узлах системы
кондиционирования. Работы по ремонту и обслуживанию системы
кондиционирования следует проводить на специализированных сервисах.
Для поиска утечек в системе применяется специальное оборудование, при
этом в систему нужно будет ввести специальное контрастное вещество.
После удаления хладагента из системы обязательно нужно откачать воздух,
чтобы удалить остатки влаги. Перед заправкой в систему необходимо
добавить специальное масло, рекомендованное заводом-изготовителем.