Устройство свечи зажигания A11 показано на рис.
214. Уход за свечами зажигания в эксплуатации заключается в проверке их
состояния, очистке от нагара и регулировке зазора между электродами.
Периодически вывертывают свечи для осмотра и регулировки искрового
зазора. Перед вывертыванием свечи обязательно удаляют грязь из гнезда
свечи в головке цилиндров. Вывертывают свечи только специальным
(свечным) торцовым ключом. При осмотре свечи особенно внимательно
проверяют, нет ли сколов и трещин на изоляторе. Свечи, имеющие сколы или
трещины изолятора, заменяют.
Обращают внимание на состояние электродов и зазор между ними. Свечи с
сильно обгоревшими электродами заменяют. При наличии на торце корпуса и
на конусной части изолятора свечи нагара их очищают на пескоструйном
аппарате. Для очистки теплового конуса изолятора не рекомендуется
применять стальные инструменты, так как при этом на его поверхности
образуются царапины, способствующие в дальнейшем
отложению нагара. Если очистить свечи нельзя, а слой нагара велик,
заменяют свечи новыми.
По внешнему состоянию вывернутых свечей можно судить о исправной работе
всего двигателя и каждого цилиндра в отдельности. Свеча, у которой
тепловой конус изолятора имеет цвет от серожелтого до темно-коричневого,
а торец корпуса и электроды от темносерого до темно-коричневого цвета,
свидетельствует о нормальной работе. Свеча, имеющая рыхлый слой сухого
нагара бархатно-черного матового цвета, свидетельствует о работе
двигателя на чрезмерно богатой смеси, что в основном происходит при неисправности карбюратора или установке несоответствующей
свечи (установлена «холодная» свеча). Свеча закопченная и замасленная
(сырая) свидетельствует о большом поступлении в камеру сгорания масла
из-за изнашивания цилиндра, поршня, поршневых колец. Свеча, имеющая на
электродах, торце корпуса и торце теплового конуса изолятора серо-белый
налет, выжженные язвы с признаками оплавления, свидетельствует о наличии
калильного зажигания (бедная смесь, нарушение герметичности свечи,
нарушение охлаждения двигателя) . При длительной работе на этилированном
топливе на торце корпуса, электродах и тепловом конусе изолятора
осаждается слой темносерого порошкообразного расплавленного соединения
свинца.
Состояние свечи проверяют после работы двигателя под нагрузкой. После
очистки свечи от нагара проверяют и регулируют зазор между электродами с
помощью круглого проволочного щупа (рис. 215). Зазор между электродами
регулируют подгибанием бокового электрода (рис. 216). Величина зазора
между электродами свечи должна быть 0,8... 1 мм. Работа двигателя с
зазорами в свечах более 1 мм может привести к пробою любой
высоковольтной детали системы зажигания.
Свечи, очищенные от нагара, с отрегулированным зазором между электродами
перед установкой на двигатель проверяют на приборе для испытания свечей
под давлением. У исправных свечей искра при давлении 8...9 кгс/см2
должна регулярно, без перебоев и поверхностного разряда появляться между
центральным и боковым электродами. При давлении 10 кгс/см2 новая свеча
должна полностью быть герметична. Для работающих свечей допускается
пропуск воздуха до 40 см3/мин.