Ремонт отдельных деталей
и узлов двигателя
ГАЗ-53-12
Ремонт масляного насоса двигателя ГАЗ-53-12
Падение давления в системе смазывания может
быть вызвано изнашиванием деталей масляного насоса или подшипников
коленчатого и распределительного валов. При значительных износах насос
начинает работать шумно. Чтобы выявить неисправности насоса, его снимают
с двигателя и разбирают. Но к разборке насоса приступают только после
проверки состояния редукционного клапана, так как он может являться
причиной неправильного давления в масляной системе (ослабла пружина,
заедает плунжер и т. д.).
Рис, 68. Корпус масляного насоса с осью ведомой
шестерни в сборе: 1 — корпус; 2 — ось
Редукционный клапан расположен в крышке масляного насоса. Усилие пружины
редукционного клапана при сжатии ее до длины 40 мм должно быть в
пределах 43,5 — 48,5 Н. Подкладывание шайб под пружину для
увеличения ее усилия категорически запрещается. Негодную пружину
заменяют новой.
Для разборки насоса отвертывают две гайки крепления и снимают насос с
блока цилиндров вместе с прокладкой; отвертывают четыре болта крепления
крышки масляного насоса и снимают крышку с прокладкой; вынимают ведомую
шестерню масляного насоса из корпуса; вынимают вал насоса с ведущей
шестерней в сборе.
После разборки насоса все его детали тщательно промывают, просушивают и
осматривают.
Если на поверхности крышки масляного насоса обнаруживают выработку от
шестерни, то шлифуют плоскость крышки до уничтожения следов выработки.
При крупных неисправностях насос заменяют новым. При ремонте должны
обеспечиваться необходимые зазоры и натяги в сопрягаемых деталях.
В случае замены валика новым, а также при других видах ремонта имеют в
виду следующее:
расстояние от торца валика с шестигранным отверстием до верхнего торца
ведущей шестерни масляного насоса должно быть (42,5±0,15) мм;
отверстие диаметром 4+0,055
-0,025 мм под
штифт крепления шестерни на валике насоса сверлят на глубину (23±0,5) мм
на расстоянии 20 мм от торца шестерни (рис. 67). Выступание штифта над
плоскостью впадины зуба не допускается;
при выпрессовке оси ведомой шестерни из корпуса насоса корпус нагревают
до температуры 100— 120 °С;
для запрессовки оси в корпус насоса корпус нагревают до температуры 160
— 175 °С, а ось охлаждают в сухом льду до температуры — 70 °С;
при запрессовке оси ведомой шестерни в корпус ось запрессовывать до
упора (рис. 68).
Для сборки насоса устанавливают валик в сборе с ведущей шестерней в
корпус масляного насоса; устанавливают ведомую шестерню на ось в корпусе
насоса; на корпус укладывают крышку масляного насоса с прокладкой;
закрепляют крышку на корпусе насоса четырьмя болтами.
При сборке насоса всегда меняют паронитовую или картонную прокладку
крышки (толщина их 0,3 мм). Применять шеллак или другие герметизирующие
средства, а также увеличивать толщину прокладки недопустимо, так как это
снижает производительность насоса.
Перед установкой насоса на двигатель его необходимо залить маслом, так
как сухой насос в самом начале работы двигателя не будет подавать масло
к трущимся поверхностям, что приведет к их задирам и выходу из строя.
При разборке привода распределителя снимают пружинное кольцо и вынимают
предохранительный штифт, вынимают шестигранный валик привода масляного
насоса, снимают стопорное кольцо и шестерню с валика, снимают упорные
шайбы и вынимают валик из корпуса привода распределителя.
Для сборки привода перед сборкой все детали привода продувают сжатым
воздухом и протирают чистыми салфетками. Валик в сборе смазывают чистым
моторным маслом, вставляют в корпус привода распределителя и опробуют
легкость вращения от руки. На валик устанавливают упорные шайбы, сначала
стальную 3, потом из алюминиевого сплава 4. Устанавливают шестерню на
валик привода. В шестигранное отверстие на торце валика привода
распределителя вставляют шестигранный валик привода масляного насоса,
устанавливают штифт в отверстие диаметром 3,5 мм, устанавливают в
канавку на ступице шестерни пружинное кольцо, в канавку валика привода —
стопорное.
Проверяют: легкость вращения валика от руки, зазор между упорной шайбой
и торцом шестерни привода (рис. 69), который должен быть 0,15 — 0,40 мм;
смещение середины впадины
зубьев шестерни привода распределителя относительно оси паза валика—
допустимое отклонение ± 2°.
Рис. 69. Проверка осевого зазора к приводе
масляного насоса и распределителя зажигания и масляного насоса