Для сборки двигателя, как и для его разборки, блок цилиндров закрепляют
на вращающемся стенде, чтобы обеспечить свободный доступ ко веем деталям
и узлам двигателя.
ремонта, из блока предварительно удаляют два
установочных штифта, затем картер крепят к блоку болтами. В блок на двух
коренных подшипниках устанавливают коленчатый вал. На задний фланец
коленчатого вала крепят на специальной стойке индикатор.
Вращая вал, проверяют биение отверстия для центрирующего бурта коробки
передач и перпендикулярность заднего торца картера сцепления
относительно оси коленчатого вала (рис. 70 и 71). Биение отверстия и
торца картера не должно превышать 0,08 мм. Если биение отверстия
превышает указанную величину, ослабляют крепление картера к блоку и
легкими ударами по фланцу картера добиваются правильной его установки, а
затем затягивают крепежные болты. После затяжки болтов отверстия для
установочных штифтов в картере сцепления и блоке цилиндров развертывают
одновременно до ремонтного размера. Диаметр отверстия должен быть таким,
чтобы в развернутых отверстиях не оставалось черноты. Затем в отверстия
запрессовывают штифты, диаметр которых на 0,015 — 0,051 мм больше
диаметра отверстий. Биение торца картера устраняют шабровкой.
Рис. 71. Проверка перпендикулярности заднего торца
картера сцепления к оси коленчатого вала
Рис. 72. Проверка величины утопания гильзы в блоке
цилиндров
При сборке двигателя соблюдают следующий порядок операций.
Устанавливают в блок цилиндров гильзы цилиндров. Под каждую гильзу
устанавливают уплотнительную прокладку. Точность изготовления блока,
гильзы цилиндра и толщины прокладки обеспечивают выступание верхнего
торца гильзы над привалочной поверхностью блока под головку цилиндров в
пределах 0,02 — 0,10 мм.
Примечание. На отдельных двигателях применялся набор уплотнительных
прокладок для обеспечения требуемого выступания гильзы. В этом случае
перед установкой гильз в блок их подбирают с помощью металлической
линейки и щупа следующим образом: гильза, установленная в блок без
уплотнительной прокладки, должна утопать относительно привалочной
поверхности головки. Линейку устанавливают на привалочную плоскость, а
щуп вводят в зазор между линейкой и торцом гильзы (рис. 72). Толщина
набора прокладок должна обеспечивать выступание гильзы над привалочной
плоскостью в пределах 0,02 — 0,10 мм.
После установки гильз в блок их закрепляют от выпадания специальными
втулками-зажимами (см. рис. 46).
Устанавливают в выточки заднего гнезда коренного подшипника блока и
сальникодержателя сальник коленчатого вала (асбестовый шнур длиной 120
мм, пропитанный маслографитовой смесью). С помощью специальной оправки
шнур опрессовывают в выточках гнезда легким постукиванием молотка, как
указано на рис. 73. Не снимая приспособления, подрезают концы шнура,
выступающие над плоскостью разъема на 0,5 — 1,0 мм.Срез должен быть
ровным.
Сборка коленчатого вала: запрессовывают в гнездо коленчатого вала
подшипник первичного вала коробки передач;
устанавливают на вал маховик и закрепляют его, завернув четыре гайки
крепления моментом, равным 76 — 83 Н-м. Зашплинтовывают гайки крепления
маховика;
привертывают к маховику нажимной диск с кожухом в сборе, предварительно
сцентрировав ведомый диск сцепления с помощью оправки по подшипнику в
заднем торце коленчатого вала (в качестве оправки может быть использован
первичный вал коробки передач). Метки, выбитые на кожухе нажимного диска
и маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха,
совмещают (рис. 74).
Рис. 73. Установка сальниковой набивки в саль
никодержатель
Болты крепления кожуха затягивают ключом крутящим
моментом 20 — 25 Н-м. Ведомый диск сцепления устанавливают демпфером к
нажимному диску. Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением
балансируют на заводе-изгоговителе, поэтому после замены одной из этих
деталей вал вновь динамически балансируют. Дисбаланс не должен превышать
30 гс • см. Перед балансировкой коленчатого вала на шатунные шейки
надевают грузы массой 2372 г. При балансировке допускается сверление
металла маховика на расстоянии 6 мм от зубчатого обода сверлом диаметром
8 мм На глубину неболее 10мм, расстояние
между центрами отверстий не менее 15 мм.
Если дисбаланс собранною коленчатого вала превышает
180 гс-см, то вал разбирают и балансируют каждую деталь отдельно.
Коленчатый вал балансируют динамически. Допустимый дисбаланс 15 гс-см.
Остальные детали балансируют статически. Допустимый дисбаланс маховика
35 с-см, ведомого диска сцепления 18 с - см, нажимного диска сцепления с
кожухом в сборе 36 гс-см.
Устанавливают вкладыши коренных подшипников в гнезда блока и крышки
коренных подшипников. Надевают на переднюю коренную шейку коленчатого
вала заднюю шайбу упорного подшипника стороной, залитой антифрикционным
сплавом к щеке коленчатого вала. Смазывают чистым моторным маслом
вкладыши коренных подшипников и шейки коленчатого вала и укладывают вал
в блок цилиндров.
Надевают крышки коренных подшипников на шпильки
так, чтобы фиксирующие выступы на верхнем и нижнем вкладышах каждого
подшипника были с одной стороны, а номера, выбитые на крышках,
соответствовали номерам подшипников блока. При установке передней крышки
следят за тем, чтобы фиксирующий усик задней шайбы упорного подшипника
вошел в паз крышки и чтобы не было ступеньки между торцами крышки и
блока.
Устанавливают крышки на свои места, слегка постукивая по ним резиновым
молотком. Устанавливают стопорные пластины. Наворачивают гайки крепления
крышек и затягивают их равномерно, следя за тем, чтобы не было
перекосов. Окончательно затягивают эти гайки специальным
динамометрическим ключом моментом 100— 120 Н * м. Шплинтуют гайки
стопорными пластинами, загибая на грань гайки усик стопорной пластины.
После затяжки гаек коленчатый вал должен легко вращаться от небольших
усилий.
Устанавливают на место сальникодержатель. Перед установкой в пазы
сальникодержателя вкладывают резиновые уплотнительные прокладки. На
шпильки надевают фасонные плоские и пружинные шайбы и навертывают
специальные гайки сальникодержателя.
Ставят переднюю шайбу упорного подшипника стороной, залитой
антифрикционным сплавом к носку коленчатого вала так, чтобы своими
пазами она установилась на штифты, запрессованное в блок и крышку
переднего коренного подшипника.
Надевают стальную упорную шайбу на носок коленчатого вала. Если шайба
имеет следы выработки, то ее устанавливают неизношенной стороной к
передней шайбе упорного подшипника.
Рис. 75. На прессовка шестерни коленчатого вала
Рис. 76. Проверка осевого зазора коленчатого вала
Устанавливают в паз сегментную шпонку шестерни коленчатого вала и
напрессовывают шестерню до упора (рис. 75).
Проверяют осевой зазор коленчатого вала. Для проверки отжимают
коленчатый вал к заднему концу двигателя и с помощью щупа определяют
зазор между торцом шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой
коренной шейки (рис. 76). Зазор должен быть в пределах 0,075 —0,175 мм.
Порядок сборки шатунно-поршневой группы:
аккуратно подбирают поршни по гильзам;
подбирают поршневые пальцы к шатунам так, чтобы при нормальной комнатной
температуре слегка смазанный палец плавно перемещался в отверстии
верхней головки шатуна под легким усилием большого пальца (рис. 77).
Цвет маркировки пальца должен соответствовать цвету маркировки на
бобышках поршня. Подбирать пальцы из другой группы не разрешается;
на специальном приспособлении собирают шатун, поршень и палец. Перед
сборкой поршень нагревают в горячей воде до температуры 70 °С.
Запрессовка пальца в холодный поршень не допускается, так как это может
привести к повреждению поверхности отверстия бобышки поршня, а также к
деформации самого поршня. Шатуны и поршни перед сборкой(рис.
78)ориентиру ют следующим образом: для поршней 1, 2, 3 и 4-го цилиндров
(см. поз. 1) надпись на поршне ’’Перед” и номер, выштампованный на
стержне шатуна, должны находиться на противоположных сторонах, а для
поршней 5, б, 7 и 8-го цилиндров (см. поз. II) надпись на поршне и номер
на стержне шатуна должны находиться на одной стороне;
устанавливают стопорные кольца поршневых пальцев в канавки бобышек таким
образом, чтобы отгиб усика был направлен наружу;
подбирают по гильзам поршневые кольца;
с помощью специального приспособления надевают на поршни поршневые
кольца. В одну канавку устанавливают хромированное компрессионное
кольцо, во вторую — луженое. Компрессионные кольца внутренней выточкой
устанавливают к днищу поршня, Все кольца должны свободно перемещаться в
своих канавках.
Рис. 77. Подбор поршневого пальца к шатуну
Рис. 78. Соединение шатуна с поршнем: I— для установки в 1, 2, 3 и 4-й цилиндры; II — для установки в 5, 6, 7 и 8-й цилиндры;
1—номер на шатуне;2—метка на крышке шатуна
Вставляют поршни с шатунами в сборе в гильзы цилиндров. Для этого:
перед установкой тщательно протирают салфеткой нижние головки шатунов и
шейки коленчатого вала. Устанавливают в нижние головки шатунов вкладыши
шатунных подшипников. Прилегание вкладыша к гнезду должно быть плотным.
Попадание между вкладышем и шатуном масла или инородных частиц не
допускается;
устанавливают коленчатый вал в положение, соответствующее н.м.т. в том
цилиндре, куда устанавливается поршень;
разводят замки плоских кольцевых дисков под углом 180° один к другому, а
замки осевого и радиального расширителей — под углом 90° по отношению к
замкам кольцевых дисков; надевают на шатунные болты предохранительные
латунные колпачки, смазывают чистым моторным маслом вкладыши, поршень,
шатунную шейку коленчатого вала и гильзу цилиндра и с помощью оправки
устанавливают поршень в цилиндр (рис. 79). Перед установкой поршней
убеждаются в том, что номер, выбитый на шатуне, соответствует номеру
цилиндра, а надпись на поршне ’’Перед” направлена к переднему торцу
блока;
Рис. 79. Установка поршня с кольцами в цилиндр
подтягивают шатун за нижнюю головку к шатунной шейке, снимают с болтов
предохранительные колпачки, надевают крышку шатуна, проверив
соответствие номеров крышки и шатуна. Крышку ставят таким образом, чтобы
фиксирующие усики вкладышей были направлены в одну сторону;
затягивают гайки шатуна динамометрическим ключом моментом 68 — 75 Н • м
и законтривают их. Стопорную гайку затягивают поворотом на 1,5 — 2 грани
от положения соприкосновения торца стопорной гайки с торцом основной
гайки или моментом 3 — 5 Н-м. Стопорение гаек шатуна может
осуществляться и другим способом: поверхность резьбы болта шатуна
смазывается универсальным герметиком ”Унигерм-9”, резьба болта и гайки
должны быть тщательно обезжирены. Таким же образом устанавливают
остальные поршни.