1923 ГОД. ОСТРОВ САН-МИГЕЛЬ. СЕМЬ ЭСМИНЦЕВ НА РИФАХ
9 сентября 1923 г. на рифы у острова Сан-Мигел, неподалеку от побережья
Калифорнии, выбросился пароход «Куба». Никто из членов экипажа не погиб,
но эфир был забит потоком радиограмм, которыми обменивались
судовладельцы, капитан судна, спасательные суда, береговые станции и
служба Береговой охраны США, пытаясь предпринять что-то для спасения
судна.
К военно-морскому флоту США все это не имело никакого отношения, если не
считать того, на первый взгляд, не связанного с происшедшим факта, что
именно в это время 18 кораблей из состава военно-морских сил находились
на учениях в закрытом плотным туманом районе на расстоянии примерно 75
миль к северу от Санта-Барбары и в непосредственной близости от острова
Сан-Мигел.
Ядро отряда составляли семь быстроходных четырехтрубных эсминцев длиной
около 95 м, построенных в период 1918—1920 гг. Флагманский корабль,
эсминец «Делфи», вел за собой свою «волчью стаю» со скоростью порядка 20
уз в густом тумане. К сожалению, флагман на 30 миль сбился с правильного
курса. Возможно, это объяснялось тем, что переговорам «Делфи» с берегом
сильно мешал интенсивный радиообмен между «Кубой» и ее спасателями. Так
или иначе, никто на борту эсминца даже не подозревал, что они уклонились
от курса.
Находясь к северу от мыса Аргузло, «Делфи» наскочил на скалы, гряда
которых примерно на 100 м вдавалась в океан. Шесть следовавших за ним
эсминцев, очевидно, уже не успели изменить курса. В течение нескольких
секунд «Ли», «Янг», «Николас», «Вудбери», «Чаунси» и «Фуллер» в
идеальном боевом порядке наскочили на скалы вслед за своим флагманом.
Только благодаря хладнокровию и выдержке экипажей число погибших не
превысило 22 человек. Механики, мгновенно погасив топки, предотвратили
неминуемый взрыв котлов от хлынувшей в машинные отделения воды.
Несколько человек геройски бросились в бушующий прибой, чтобы доставить
на берег спасательные лини с сидевших на рифах кораблей.
Поскольку основные источники электроэнергии на эсминцах сразу же вышли
из строя, место действия освещали только сигнальные фонари, и в их
мерцающем свете моряки заметили на берегу случайно оказавшуюся там
женщину. Она помогла уже терявшим силы пловцам выбраться на сушу. Вскоре
из подручных материалов на берегу соорудили вышку и все 630 человек были
благополучно сняты с кораблей.
Итак, люди были спасены. Теперь встал вопрос о спасении самих кораблей.
Однако все предложенные планы пришлось отвергнуть. Спасать, по сути
дела, было уже нечего — при ударе о подводные скалы легкие корпуса
эсминцев сплющились как походные котелки. Следственная комиссия заседала
при закрытых дверях, и результаты ее работы так никогда и не стали
достоянием гласности.