Буксировка потерпевшего аварию или поврежденного судна представляет
собой своего рода искусство, требующее немалого терпения и опыта, а
также соответствующего оборудования. Далеко не каждое судно, случайно
оказавшееся поблизости от терпящего бедствие корабля, сможет
отбуксировать его в порт, сколь бы велико не было полагающееся за это
вознаграждение. Первая и, пожалуй, самая главная трудность для не
приспособленного к спасательным операциям судна, пытающегося оказать
помощь другому судну в условиях открытого моря, заключается в том, что
оба они в силу своих размеров столь же неповоротливы и неуклюжи, как
отплясывающие на вечеринке толстяки. Простое, на первый взгляд, дело —
поймать и закрепить буксирный трос — превращается подчас в почти
неразрешимую проблему.
Потерпевшее аварию, лишенное хода судно становится игрушкой волн,
беспомощно дрейфуя по ветру и вдобавок непрестанно переваливаясь с бока
на бок. Оказывающее помощь судно должно подойти к нему с наветренной
стороны, двигаясь параллельным курсом. Приблизившись на достаточное
расстояние, оно должно попытаться каким-то образом, не подвергая при
этом себя опасности, перебросить на борт аварийного корабля легкий
прочный трос. Обычно эта операция осуществляется с помощью специальной
ракеты или пушки Лайла — в зависимости от того, чем располагает
спасатель и насколько близко смог он подойти к потерпевшим бедствие.
В случае неудачи попытку приходится повторять. Маневр, казалось бы, и
несложный, но, чтобы развернуться, большому судну требуется пройти не
менее 3 — 4 миль. Вполне понятно поэтому, насколько удобен для
проведения подобных работ небольшой, обладающий хорошей маневренностью
буксир. Он может подойти почти вплотную к аварийному судну и подать ему
на борт тонкий линь, к концу которого прикреплен толстый канат, а к нему
— прочный буксирный трос окружностью 101 — 229 мм.
Буксиры созданы для буксировки. На конце их буксирных тросов имеется
огон — петля, которую легко можно закрепить на битенгах или кнехтах
нуждающегося в буксировке судна. Другой конец троса закрепляется на
специальной лебедке, обеспечивающей постоянство его натяжения. Это
позволяет предотвратить неожиданные рывки после провисания троса в
условиях волнения, что является главной причиной его обрывов.