Гидравлический привод подводных водолазных инструментов
Гидравлический привод широко используют для
подводных инструментов на малых глубинах и начинают применять на больших
глубинах вплоть до предельных. Объясняется это его положительными
свойствами, к числу которых, в первую очередь, относятся: небольшие
масса и габариты, приходящиеся на единицу мощности, длительный срок
службы и надежность в работе, возможность плавного регулирования частоты
вращения и работы без промежуточных редукторов и передач.
Гидравлический привод, использующий в качестве рабочей жидкости масло,
широко применяют для различных инструментов на малых глубинах.
Энергетический блок, располагаемый на поверхности, имеет двигатель,
насос и масляную цистерну. Циркуляция масла осуществляется по замкнутому
контуру с рабочим давлением 4,90—11,76 МПа (50—120 кгс/см2).
Установка такого типа, выпускаемая французской фирмой «Фоссен-су-марин»,
рассчитана на одновременную работу двух инструментов. Ее масса около 700
кг, а масса используемых гидроприводных двигателей для инструментов
всего по 20 кг для каждого.
Рационально иметь длину циркуляционных шлангов не более 60—70 м, иначе
из-за потери давления в напорном шланге необходимо будет значительно
увеличивать рабочее давление масла, а следовательно, прочность и
габариты шлангов и мощность всей установки.
Таким образом, использование гидропривода на больших глубинах возможно
только при условии погружения приводного агрегата в воду и размещения
его вблизи места работ. Технически такая задача, несмотря на некоторые
трудности, вполне выполнима (далее будут рассмотрены образцы уже
созданных подводных агрегатов).
В гидроприводе возможно использование в качестве приводной жидкости не
масла, а воды. При этом исключается циркуляционная система, так как
отработанная вода может сбрасываться в окружающую среду, а также здесь
не нужно соблюдение строгих условий герметичности.
Однако удовлетворительных гидродвигателей, работающих на воде, для
привода подводных инструментов пока не создано. Коэффициент полезного
действия имеющихся двигателей невысок, и они плохо регулируются,
особенно при изменениях давления в напорном шланге.
По указанным причинам еще не создано установок, использующих воду в
качестве приводной жидкости для привода подводных инструментов, что,
однако, не исключает ведение дальнейших разработок в этой области.