Исправность головного клапана определяют двух-трех-кратным нажимом на
пуговку штока; при этом должна чувствоваться нормальная упругость
пружины. По прекращении нажима пуговка со штоком должна быстро отходить
в первоначальное положение. Необходимо осмотреть стопорный винт, который
должен надежно удерживать решетчатую крышку от самоотвинчивания с
корпуса клапана.
Проверка рубахи производится внешним осмотром. При обнаружении
износившихся потертых мест, отставших заплат и других дефектов рубаху
заменяют. Травящие клапаны рубахи следует разобрать и очистить отверстия
седла, которые нередко засоряются волокнами шерсти от водолазного белья.
Проверка грузов, галош и сигнального конца производится осмотром.
Изношенные брасы грузов и плетенки для галош заменяют новыми. Кольца
грузов, пряжки брасов и ремней должны быть сварены в стык. Сигнальный и
спусковой концы должны быть установленного образца и не иметь
потертостей и надрывов прядей. Сигнальный конец при рабочей проверке
испытывают растягиванием. Пользоваться сращенным сигнальным концом
категорически запрещается.
Проверка телефона и устройств подводного освещения производится внешним
осмотром и испытанием в действии; при этом проверяется крепление
телефона и микрофона в шлеме, крепление кабеля к шлангу; исправность
телефонной связи проверяется разговором. Исправность устройств
подводного освещения проверяется погружением в воду светильников и
подключением их к источнику тока. Во избежание перегрева и
преждевременной порчи ламп включать подводные светильники на воздухе
запрещается.
При проверке телефонов с питанием от бортовой сети и устройств
подводного освещения особое внимание следует обращать на исправность
заземления и целость изоляции.
Проверка трехцилиндровой помпы, воздушных шлангов и водолазного
манометра (Производится вначале внешним осмотром, а затем испытанием в
действии. Трущиеся детали помпы смазывают вазелином; водолазный шланг,
отсоединенный от шлема, продувают воздухом, удаляя из него влагу и пыль.
Затем закрывают выходное отверстие ниппеля шлангового соединения глухой
гайкой, создают давление, равное двойной глубине предстоящего спуска
водолаза. После этого прекращают работу на помпе и наблюдают за стрелкой
манометра: падение стрелки не должно превышать 0,2 вт в минуту.
Одновременно проверяют герметичность шлангов и их соединений.
Для проверки шлангов при подаче воздуха от компрессора следует отдать
шланг от шлема, открыть вентиль на воздухораспределительном щитке и
продуть шланги. Затем свободный конец шланга закрыть глухой гайкой и,
как только давление в шланге повысится до двойной глубины предстоящего
спуска, но не более рабочего давления шланга, закрыть вентиль на
воздухораспределительном щитке и по манометру определить герметичность
шланговых соединений. Падение стрелки манометра не допускается. При
выпуске воздуха из шлангов стрелка манометра должна плавно отходить к
нулю. Если стрелка двигается толчками или останавливается на каком-либо
делении, это указывает на неисправность манометра или закупорку шлангов,
что должно быть устранено до спуска.
Рабочая проверка регенеративного водолазного снаряжения с кислородным
аппаратом
224. В рабочую проверку регенеративного водолазного снаряжения с
кислородным аппаратом входит проверка аппарата, гидрокомбинезона,
грузов, задников, водолазного белья, сигнального конца и ножа.
Рабочая проверка дыхательного аппарата производится в следующем порядке:
— замеряют давление кислорода в баллоне аппарата манометром; оно должно
быть не менее 140—180 ат\
— проверяют наличие ХПИ или регенеративного вещества в коробке
поглотителя (регенеративной коробке);
— проверяют состояние клапанной коробки, осматривают слюдяные клапаны и
их пружины; слюдяные клапаны не должны иметь расслоений, изломов и
зазубрин по краям; кран клапанной коробки при открывании и закрывании
должен ходить легко, без заеданий;
— проверяют работу клапанной коробки; для этого открывают кран клапанной
коробки, пережимают рукой шланг вдоха и через загубник делают вдох и
выдох (при исправности клапана выдоха выдох производится легко, а вдох
невозможен); затем пережимают шланг выдоха и делают вдох и выдох (при
исправном клапане вдоха вдох производится легко, а выдох невозможен);
— убеждаются в прочности присоединения шлангов вдоха и выдоха к отводам,
в наличии резиновых прокладок в соединениях, в легкости отдачи и
навинчивания накидных гаек и погружением в воду проверяют герметичность
всех соединений аппарата;
— проверяют работу звукового сигнализатора и травящего клапана
дыхательного мешка;
— проверяют исправность действия дистанционного пускателя; для этого
открывают вентиль кислородного баллона и подают кислород пускателем, при
этом должен быть слышен шипящий звук выходящего кислорода; при
освобождении ручки шипящий звук прекращается; это показывает, что
дистанционный пускатель работает исправно;
— проверяют работу легочного автомата и сопротивление дыханию полностью
собранного и заряженного веществом ХПИ (0-3) аппарата; дыхание не должно
быть затрудненным; повышенное сопротивление дыханию в аппарате может
быть при мелком химическом вешестве, при засорении сеток коробки,
неисправности дыхательных клапанов клапанной коробки (заедании или
расщеплении слюдяных клапанов); спускать водолаза под воду в аппарате с
повышенным сопротивлением дыханию не разрешается;
— проверяют герметичность аппарата; для этого открывают вентиль баллона
и наполняют дыхательный мешок кислородом, пользуясь ручным пускателем;
затем опускают аппарат в воду с открытой крышкой и наблюдают за
герметичностью аппарата: появление пузырьков указывает на
негерметичность соединений.
225. Проверка гидрокомбинезона производится внешним осмотром, при
котором устанавливают, нет ли проколов, разрывов и значительных
потертостей ткани гидрокомбинезона, заеданий при открытии и закрытии
травящего клапана объемного шлема и травящих клапанов, проверяют
надежность работы головного замка, целость лепестковых клапанов,
прочность крепления штуцера шлема, шлем-маоки, колен и плечевых ремней к
гидрокомбинезону и полуколец к ботам, а также наличие жгута для
зажгутовки аппендикса.
Свинцовые задники, нагрудный груз и другие предметы снаряжения проверяют
внешним осмотром.