Гордый Эльбрус был покорен мотоциклистом 18 августа 1966 г. На
специально подготовленном мотоцикле А. П. Берберашвили с помощью
альпинистов забрался на одну из вершин Эльбруса и мотоцикл остался там
как памятник мужеству этого человека.
Мотоцикл, созданный на базе М1Е, назвали „Эльбрус-1”. Двигатель был
форсирован до 9 л. с. и имел переменную степень сжатия от 8 до 18. Все
рычаги управления были сосредоточены на руле. Имелось два бака -один для
бензина Б-70, другой - для спиртовой смеси. Колеса были за-шипованы, к
мотоциклу крепились легкосъемные лыжи.
В последующие годы мы получили от А. П. Берберашвили приглашение
участвовать в массовом мотовосхождении на Эльбрус, но нам такой
возможности не предоставили. Нужно быпо делать специальные машины...
Руководство завода, увы, не пошло нам навстречу.
В августе 1977 г. на Эльбрусе побывала мотоэкспедиция Орловского клуба
туристов. Четыре серийных мотоцикла „Ява”, у которых были сняты передние
крылья, а шины оснащены стальными шипами, на высоте около 4500 м обошли
заснеженные вершины Эльбруса. Туристы доказали пригодность мотоцикла для
практического использования в горах.
Мотоциклисты не раз успешно штурмовали вершину потухшего вулкана
Килиманджаро в Африке. Был среди них и Синджи Казама, который достиг
также высоты 6000 м, пытаясь покорить вершину Эвереста. Он был первым
японцем среди участников ралли Париж-Да-кар.
В самом начале весны 1987 г. он отправился с крайней точки Канады (о.
Уортханд) в суровое путешествие к Северному полюсу. Это было крупное
предприятие. На создание машины, шин и масел были затрачены миллионы.
Все охлаждающие ребра двигателя были удалены, карбюратор защищен от
замерзания, к нему подводилось тепло выхлопных газов. Было предусмотрено
все, чтобы обеспечить возможность движения при температуре до минус
50°С.
На своей переделанной „Ямахе ТВ-200” через 44 дня, преодолев около 800
км, Казама достиг цели. Хотя это достижение никак не относится к
мотоальпинизму, мы рассказываем о нем именно здесь, так как была
достигнута вершина земного шара - Северный полюс.
А у Синджи Казама новая цель - проехать на мотоцикле по Великой
Китайской стене.
Не можем умолчать еще об одном достижении, занесенном в книгу рекордов
Гиннесса. Французы Шарль Кутар и Жоел Дескун в 1984 г. „покорили”
Эйфелеву башню. 746 ступенек преодолели они по лестничным маршам,
которые местами были всего на 10 см шире руля мотоцикла.
В чем смысл этих достижений и почему мы о них говорим? Ведь мы
не за рекорды одиночек, а за коллективный туризм.
Большинству людей жизненный опыт подсказывает решения, которые позволяют
избежать лишних хлопот, лишней траты энергии. Но есть и такие, которые
тратят свою жизнь без остатка, чтобы доказать безграничность
человеческих возможностей. Их фантастические дела дают силы всем людям,
которые верят, что там, где прошел один, пройдут и другие.