Вас, уважаемый читатель, как и нас, авторов, больше всего интересуют
путешественники-мотоциклисты. Иначе вы не стали бы читать эту книгу, а
мы - писать.
Вы слышали, что мотоциклист достиг Северного полюса, побывал на вершине
Эльбруса? Вы, конечно же, знаете, что более сотни мотоциклистов —
участников ралли Париж - Дакар - ежегодно пересекают величайшую пустыню
мира Сахару. А ведь в начале века чуть ли не в каждом мотожурнале
обсуждался вопрос: можно ли путешествовать на мотоцикле? Тогда даже из
простой загородной прогулки не всегда удавалось возвратиться своим
ходом.
Невозможно представить, сколько труда вложили в эту маленькую машину
сотни изобретателей, десятки тысяч конструкторов, миллионы рабочих.
Особенно остро осознаешь это на выставках и парадах старинной
мототехники, когда разглядываешь причудливо изогнутые латунные трубки,
диковинные карбюраторы, огромные свечи зажигания, передние вилки с
листовыми рессорами, фрикционные амортизаторы и прочие „чудеса” техники
прошедших дней.
Впрочем, и в наше время далеко не каждое путешествие представляет собой
беззаботную прогулку. Наряду с ориентированием на дорогах, поиском
заправки, а иногда и запасных частей, все больше, например, проблем с
безопасностью движения, которая неразрывно связана с ростом самой
моторизации. Она, с одной стороны, упрощает жизнь моторизованного
человека, а с другой, облегчает его карманы. Кроме того, вшиты на
станции технического обслуживания и в магазины запасных частей „съедают”
массу свободного времени, которое можно было бы потратить с пользой для
здоровья. И все же люди охотно приобретают мотоциклы и путешествуют на
них. Да, мотоцикл способен перенести вас в горы и к морю, в леса и
степи. Но гарантии того, что поездка будет спокойной и приятной, никто
не даст. А это значит, что желание путешествовать должно дополняться
умением. Но об этом -позже.
Располагая некоторыми цифрами относительно распространенности
мототранспорта, мы не можем не поразмышлять и не поделиться ими с вами,
тем более, что широкой публике ода неизвестны (к сожалению, эти цифры не
систематизированы и еще ждут своего исследователя, но все-таки даже в
нынешнем бессистемном виде они достаточно интересны). Начнем, пожалуй, с
нашей страны. Производство мотоциклов в различные годы составляло:
Мировое производство мототранспортных средств
(вместе с мопедами) в 1980 г. составляло около 15 млн. шт. в год, из
которых 6,5 млн. выпущено в Японии, но уже в 1984 г. в мире было
выпущено немногим более 9 млн. шт., что показывает значительные
колебания в производстве мототранспорта в зависимости от самых различных
причин.
Конечно, эти цифры довольно приблизительны (порой грустно шутят, что
„статистика — точная сумма неточных данных”), но они достаточно наглядно
показывают, наскольно моторизованным стало человеческое общество.
С переходом отечественной мотопромышленности на новые, более совершенные
модели мотоциклов, с повышением их качества можно в ближайшие годы
ожидать роста интереса к мотоциклу и у нас. И не просто как к средству
передвижения, но и как к технической основе особого вида туризма -
мотоциклетного.