ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ШКОЛЬНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА

  Главная        Учебники - Туризм         Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе (Бардин К. В.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48 

 

 

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ШКОЛЬНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА



Подведение итогов похода является таким же важным этапом туристской работы, как подготовка к нему. Этого, к сожалению, часто не понимают не только сами юные туристы, но и многие руководители. Им представляется, что поход окончен в тот момент, когда группа села в поезд. Конечно, поскольку поход уже проведен, он не может оказаться сорванным из-за того, что не подведены итоги, подобно тому, как это может случиться при отсутствии подготовки. Но от подведения итогов похода во многом зависит, будут ли следующие походы более организованными как в части подготовки, так и в части проведения, более содержательными и интересными.

Подведение итогов включает: разбор похода, финансовый отчет, сдачу снаряжения, педагогический отчет, составление паспорта или отчета по походу, оформление материалов на значки и разряды, выпуск фотостендов или фотоальбомов, организацию туристского вечера. Разумеется, все перечисленное осуществляется далеко не всегда. Все зависит от целей, содержания и продолжительности похода. В каких же случаях и как проводятся эти мероприятия?
 

 

 

Разбор туристического похода и педагогический отчет

Разбор однодневного похода в принципе ничем не отличается от разбора отдельного дня в многодневном походе, о котором уже говорилось (см. гл. 4). Единственное, что здесь дополнительно обсуждается, — это качество подготовки к походу. Ранее было сказано также и о том, в каких случаях проводить разбор однодневного похода нецелесообразно.

Что касается многодневных походов, то итоговый разбор его, как правило, целесообразен. Для обсуждения

на таком разборе можно порекомендовать четыре группы вопросов.

1. Был ли интересен маршрут? Соответствовал ли он уровню подготовки группы: не слишком ли труден или, наоборот, легок? Оправдались ли ожидания, возлагавшиеся на поход, или хотелось чего-то другого? Каковы пожелания на будущее?

2. Что было сделано правильно и что неправильно в походе? Какие из мероприятий оправдали себя, а какие — нет? Что мешало и что способствовало успеху похода? Что следует сделать, чтобы в будущем походы проходили лучше?

3. Как проявил себя каждый из участников при подготовке и проведении похода? Что он показал в смысле владения туристскими навыками, исполнения обязанностей в группе, отношения к товарищам? Что является его сильной, что слабой стороной? Оправдал ли возлагавшиеся на него надежды? Отдельно (ввиду важности вопроса) следует оценить: искал ли участник похода самостоятельно работу на биваке? Правда, формально этот вопрос является частным случаем исполнения обязанностей.

4. Что удачно и что неудачно делал руководитель группы?

Нетрудно видеть, что первая группа вопросов касается выбора маршрута и целей, поставленных перед походом. Вторая сводится к оценке организации жизни группы, правильности тактических решений в походе, результативности учебного процесса (если таковой осуществлялся). Третья особенно важна для воспитания и самовоспитания ребят. Она помогает каждому сопоставить собственное мнение о себе с мнением товарищей по группе. В сильной туристской группе перед ребятами можно ставить еще вопрос о рекомендациях для каждого на будущее. Ребята довольно тонко определяют, кому следовало бы еще раз пойти в подобный же поход, кому — в более трудный, кому можно поручить более ответственную должность, а кому еще раз побывать рядовым участником. Разбор этих вопросов требует от руководителя особой чуткости и внимательности: не следует забывать о повышенной впечатлительности ребят подросткового возраста. Нужно заранее взвесить, на каких поступках или чертах характера того или иного участника похода можно заострить внимание при разборе, а какие лучше обойти деликатным молчанием или упомянуть о них лишь вскользь. Ошибки, вытекающие из незнания или неумения, подлежат, конечно, разбору и разъяснению, но в деловом и спокойном тоне. Проявление эмоций со стороны руководителя допустимо лишь при обсуждении неблаговидных поступков, совершенных умышленно. Насколько глубокому обсуждению подвергнутся на разборе личные особенности участников похода, выясняется обычно лишь в ходе самого разбора. Во всяком случае руководителю не следует непременно стремиться к такому углубленному разбору. Например, в однодневном походе обычно достаточно отметить, кто как выполнял свои обязанности. Ведь за один день туристский коллектив в группе еще не смог сложиться, и над оценками, которые дают ребята, почти неизбежно будут довлеть сформировавшиеся в школьных условиях симпатии и антипатии.

Несколько слов об оценке действий руководителя. Для многих педагогов сама мысль о том, чтобы поставить такой вопрос на обсуждение ребят, кажется недопустимой. Вместе с тем нет ничего более ошибочного, чем убеждение руководителя в том, что само его положение ограждает от критики. К сожалению, педагоги, впервые проводящие поход, нередко пытаются настаивать на том, что все их решения являются верными уже потому, что они приняты ими. Такая линия поведения обычно приводит к дискредитации педагога в качестве руководителя группы и полной потере им авторитета у ребят. Гораздо правильнее поступают те, кто, понимая свою туристскую неопытность, пытается привлечь ребят к обсуждению и выработке решений, сохраняя за собой лишь право окончательного выбора одного из предложенных вариантов. Однако для того, чтобы такие обсуждения были действенными, надо обсуждать также и последствия принятых решений, а значит, в том числе и действий руководителя.

Разумеется, ставить четвертый пункт разбора на обсуждение группы имеет смысл только тогда, когда у руководителя сложились с группой нормальные деловые отношения. Если поход, как это, к сожалению, случается, вылился в сплошную цепь ребячьего баловства, а руководитель занимался исключительно тем, что делал замечания и одергивал ребят, если он к концу похода мечтает только о том, чтобы этот поход поскорее закончился, тогда, конечно, незачем выносить этот пункт на разбор.

Впрочем, в этих случаях надо хорошо подумать, нужно* ли вообще устраивать разбор. Но во всяком случае не следует уклоняться от разбора только из-за опасения, что в разговоре будет упомянута туристская неопытность руководителя. Не надо бояться признать ее.

Предполагается, что педагогический отчет руководитель группы делает на педсовете. Однако на практике это соблюдается далеко не всегда. Фактически форму этого отчета и основные вопросы, которые должны быть в нем освещены, руководитель похода согласовывает с директором школы.
 


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48