Написание отчета и составление паспорта
школьного туристического похода
Строго говоря, письменные отчеты и паспорта полагается составлять только
на походы, укладывающиеся в нормативы единой всесоюзной классификации —
от второй категории сложности и выше. Однако там, где туристская секция
работает систематически, имеет смысл начинать составлять описание с
более простых маршрутов, чтобы постепенно научиться этому делу.
В большинстве случаев походы юных туристов проходят по достаточно хорошо
известным местам, по которым уже имеется достаточное количество отчетов,
и поэтому можно ограничиться составлением паспорта похода.
Паспорт — наиболее короткий отчетный документ о походе. В нем на
одной-двух страницах приводятся: схема похода, основные данные о
маршруте перечисление
главных пунктов, через которые он проходил; время
путешествия; способ передвижения; количество пройденных километров, в
том числе е естественными препятствиями; количество полевых ночлегов),
основные данные о группе (список участников, номер маршрутной книжки).
Далее следует предельно краткое описание маршрута по дням — буквально
4—5 строк на каждый день. Некоторые дни при описании можно объединять,
если маршрут проходил это время по местности мало изменяющегося
характера. И в заключение даются краткие выводы: интересен маршрут или
нет, кому может быть рекомендован, что следует иметь в виду, планируя
его прохождение.
Отчет — это уже более подробный документ о совершенном походе. Обычно
его пишут в тех случаях, когда сведения о районе похода недостаточно
полны. В отчете дается краткая характеристика района с точки зрения его
туристских возможностей. Список группы сопровождается указанием на
туристский опыт каждого из участников. Приводятся списки снаряжения,
продовольственный рацион и смета. Все это сопровождается комментариями
(что себя оправдало в походе, что—нет) и рекомендациями для других
групп. Потом приводится график похода, тот, который был запланирован, и
фактический, а затем достаточно подробное описание похода по дням,
желательно с фотографиями наиболее интересных мест.
Основное назначение отчета — дать максимум информации тем туристам,
которые в будущем захотят пройти данный маршрут. Этого, к сожалению,
часто не понимают начинающие туристы. Перегруженность отчетов деталями,
касающимися быта данной группы, характеров ее участников, мелких
происшествий, преимущественно комического характера, и все это при
отсутствии сколько-нибудь точного описания пройденного маршрута — вот
обычная беда написанных ими отчетов.
Умение написать хороший отчет —один из признаков ту|Я1стской культуры.
Сразу, само по себе, это умение не приходит. Этому юных туристов надо
еще научить. Вот почему работа с дневником и отчетом полезна, для всех
туристов.