Электропневматический вентиль типа EVSI
тепловозов ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
(рис. 136, а). Этот вентиль предназначен для
дистанционного управления пневматическими приводами аппаратов и
механизмов. Верхняя часть вентиля представляет собой электромагнит,
состоящий из катушки с сердечником, ярма и якоря.
Стальной полый сердечник 12 вместе с надетой на него катушкой 11 ввернут
в Г-образное стальное ярмо 5. На бакелитовый каркас катушки намотаны 10
000 витков медного изолированного провода диаметром 0,2 мм.
Цилиндрический выступ на нижнем торце каркаса входит в отверстие ярма,
обеспечивая дополнительную фиксацию катушки. Внутри сердечника свободно
установлен латунный стержень 10 диаметром 6 мм. В торец ярма
запрессованы два стальных штифта 7 диаметром 4 мм, на которые надет
стальной якорь 9.
Снизу к ярму двумя винтами 19 (Мб) прикреплен
стальной корпус 14. В расточку корпуса запрессована и дополнительно
закреплена в ней штифтом латунная втулка 13, торцовые поверхности
которой являются седлами для двух латунных тарельчатых клапанов:
впускного 2 и выпускного 4. Клапаны уплотнены резиновыми
кольцами 15. Между впускным и выпускным клапанами поставлена
стальная игла 3. Два сквозных отверстия в корпусе предназначены для
болтов, соединяющих вентиль с аппаратом (механизмом), а отверстия А, Р и
Ц — для впуска и выпуска сжатого воздуха.
Снизу в корпус ввернута латунная пробка 1, являющаяся упором для
выключающей пружины 16. Между корпусом и пробкой установлена резиновая
уплотнительная прокладка 17. При обесточенной катушке пружина 16
прижимает впускной клапан 2 к своему седлу и одновременно иглой 3
отжимает вверх выпускной клапан 4, удерживая его в открытом положении. В
свою очередь клапан 4 давит на стержень 10, отжимая якорь от сердечника.
Подъем якоря ограничен алюминиевой упорной скобой 8, прикрепленной к
ярму двумя болтами 6 (Мб). Через отверстия Ц и А в корпусе и открытый
выпускной клапан цилиндр привода аппарата или механизма сообщен с
атмосферой.
При возбуждении катушки создаваемый ею магнитный поток замкнется через
якорь, сердечник и ярмо, вследствие чего якорь притянется к сердечнику и
нажмет на стержень, который посадит клапан 4 на свое седло и иглой
отожмет вниз клапан 2. Сжатый воздух из резервуара управления через
отверстия Р и Ц в корпусе и открытый впускной клапан поступит в цилиндр
привода.
На рис. 136, б показана нижняя часть вентиля EV51/1I. В пробку I ввернут
штуцер 18, к которому присоединена трубка подвода воздуха из резервуара
управления. В самой пробке просверлены шесть наклонных отверстий Р
диаметром 3 мм.
На тепловозах более позднего выпуска у вентилей обеих модификаций
стальной корпус 14 заменен пластмассовым (в таком корпусе втулка 13
отсутствует). Назначение вентилей указано в табл. 3.