34.8. Сушка изоляции электрических машин - техобслуживание тепловоза ТЭ10М

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа ТЭ10М. Руководство по эксплуатации и обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  310  311  312  313  314  315  316  317  .. 

 

 

34.8. Сушка изоляции электрических машин - техобслуживание тепловоза ТЭ10М



Перед сушкой обмоток машину протрите и продуйте. Коллектор или контактные кольца, щеточный аппарат, изоляторы, переднюю и заднюю лобовые части обмотки якоря и доступные части магнитной системы очистите от пыли, грязи, масла и т.п.

Сушите одним из следующих способов: продуванием через машину горячего воздуха; внешним нагревом; электрическим током. Выбор метода сушки зависит главным образом от местных условий, имеющихся возможностей и от степени увлажнения изоляции обмоток. Наиболее интенсивной сушкой влажной изоляции является сушка электрическим током, при которой внутренние слои изоляции нагреваются сильнее наружных. Однако следует учитывать, что сушка током, пропускаемым через обмотку с сильно увлажненной изоляцией, может привести к вспучиванию последней. Поэтому в подобных случаях сушку рекомендуется вначале проводить другим методом, например внешним нагреванием либо продуванием через машину горячего воздуха, затем после такой предварительной сушки можно сушить током.
 

 

Электрическим током сушите обмотки, только когда сопротивление изоляции больше 0,05 МОм. При сопротивлении изоляции менее 0,05 МОм возможен пробой изоляции на корпус. Сопротивление изоляции в процессе сушки измеряйте мегаомметром напряжением 500 В, а температуру неподвижных обмоток — термометром, ртутную камеру которого оберните станиолью. Во время сушки обмоток через каждые 15—30 мин, а по достижении установившейся температуры — не реже 1 раза в 1 ч измеряйте и записывайте в протоколе сушки температуру и сопротивление изоляции.

При сушке на время измерения сопротивления изоляции ток пыключайте, но при сушке постоянным током не отключайте полный ток рубильником во избежание пробоя изоляции экстратоками; выключайте постепенным снижением подводимого напряжения.

Обмотку и стальные детали нагревайте постепенно. При быстром нагреве может возникнуть разница температур обмотки и активной стали, что может привести к повреждению (разрыву) изоляции из-за разных коэффициентов их линейного расширения. В первые 2—3 ч сушки температура обмоток не должна превышать 50—60 °С, а через 6—8 ч после начала сушки — 70 °С.

Во время сушки сопротивление изоляции обмоток сначала понижается вследствие испарения из машины влаги, а затем начинает возрастать и, наконец, устанавливается постоянным или незначительно повышается. Ни в коем случае не прекращайте сушку при продолжении понижения сопротивления изоляции. При установившемся сопротивлении изоляции сушку продолжайте 2—3 ч, и если при этом изменение сопротивления изоляции незначительно, то сушку можно закончить.

Сушка изоляции обмоток продуванием через машину горячего воздуха. При сушке горячим воздухом пользуйтесь вентилятором или воздуходувкой. Воздух, подводимый к машине, подогрейте специальными подогревателями. Обмотки машины по возможности равномерно обдувайте горячим воздухом, температура которого не должна превышать 90—100 °С.

Сушка внешним обогревом. Для сушки внешним обогревом электрическую машину поместите в сушильную камеру. Камера должна быть вентилируемой. Температура воздуха камеры не должна превышать 90—100 °С. Во время сушки все крышки коллекторных камер и вентиляционные отверстия должны быть открыты.

Сушка изоляции обмоток электрическим током. Существует два метода такого способа сушки изоляции: от постороннего источника тока; в режиме короткого замыкания. Сушку током от постороннего источника применяйте тогда, когда не представляется возможным вращать машину и имеется источник постоянного тока низкого напряжения. При этом на время сушки снимите крышки коллекторных камер и откройте вентиляционные отверстия электрических ма-шин для свободного удаления влаги из машины и обмоток, а также периодически проворачивайте якорь. Сушку током короткого замыкания применяйте в тех случаях, когда возможна работа машины в качестве генератора.

Тяговый генератор. При сушке изоляции обмоток от постороннего источника тока (рис. 195) подключите цепь якоря и добавочных полюсов генератора к постороннему источнику постоянного тока напряжением 45—50 В. Установите в цепи генератора ток в пределах 2000—2500 А (при этом токе температура нагрева обмоток составит примерно 70 °С). Независимую обмотку возбуждения и пусковую обмотку, если они не высохли в процессе сушки последовательных обмоток, можно сушить отдельно.

При сушке изоляции током короткого замыкания (рис. 196) замкните накоротко цепь якоря и обмотки добавочных полюсов через выключатель, предохранитель и шунт амперметра. Запитайте независимую обмотку возбуждения через реостат большого сопротивления от независимого источника. Включите

возбуждение при пониженной частоте вращения генератора, постепенно повышая ее и увеличивая возбуждение. Сушите изоляцию при частоте вращения, близкой к номинальной. При этом ток короткого замыкания не должен превышать номинального тока и генератор не должен искрить.

Тяговый электродвигатель. При сушке изоляции (от постороннего источника) цепь якоря с обмоткой добавочных и главных полюсов питается напряжением около 10% номинального, а ток, необходимый для получения температуры изоляции обмоток до 70 °С, установите в пределах 360—400 А. Разрешается в качестве источника тока использовать тяговый генератор, при этом тепловоз затормозите на путях депо и периодически (не реже двух раз в 1 ч) растормаживайте и перекатывайте.

Двухмашинный агрегат. Сушите изоляцию от постороннего источника тока при номинальном напряжении, если сопротивление изоляции не менее 0,1 МОм. При сопротивлении изоляции ниже этого значения (до 0,05 МОм) сушку изоляции обмоток производите в режиме короткого замыкания или током от постороннего источника тока напряжением 15—20 В. При сушке изоляции в режиме короткого замыкания передвиньте на время сушки траверсу на 2—3 коллекторные пластины по направлению вращения. Ток обмотки выбирается таким, чтобы предельная температура ее изоляции в процессе сушки не превышала 70 °С, что составляет примерно 80—85% номинального значения тока.

Синхронный подвозбудитель. При сушке изоляции методом короткого замыкания установите в статорной обмотке, замкнутой через трансформатор тока с амперметром, выключатель и предохранитель, ток нагрузки 5—6 А, регулируя его изменением тока возбуждения роторной обмотки.

Электродвигатели серии П. При сушке током от постороннего источника цепь якоря с обмоткой добавочных полюсов и последовательной обмоткой подключите к сети с напряжением, равным 3—6% номинального. При этом ток, необходимый для нагрева машины до 70 °С, не должен превышать 50—60 % номинального. Включайте и выключайте обмотки только через реостат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  310  311  312  313  314  315  316  317  ..