ВОЗДУХОПОДАЮЩАЯ И ГАЗОВЫПУСКНАЯ СИСТЕМЫ
ТЕПЛОВОЗОВ ТУ6А и ТУ7
Воздухоподающая система тепловозов ТУ6А и ТУ7
Воздухоподающая система тепловоза предназначена для очистки поступающего
в цилиндры дизеля воздуха от содержащейся в нем пыли. На тепловозе ТУ7
она состоит (рис. 43) из двух воздухоочистителей и всасывающих
трубопроводов 3, соединенных с воздушными коллекторами дизеля
посредством рукавов 1 и хомутов 2. Воздухоочистители в сборе с бункерами
8 крепятся лентами к кронштейнам средней фермы капота- тепловоза.
Воздух, засасываемый в очиститель через карман-приемник
воздухоочистителя 10, вначале проходит очистку инерционным способом в
циклонах 7, совершая несколько интенсивных оборотов по винтообразным
каналам вокруг труб. Под действием центробежных сил крупные частицы пыли
при этом через пылесбрасывающие конусы 9 ссыпаются в бункер 8.
Окончательно воздух очищается, пройдя через фильтрующие пакеты
проволочной навивки 11, смоченной маслом. Пакеты уложены в две кассеты
6, расположенные в верхней части
воздухоочистителя. Проходя через кассеты, воздух освобождается от
малейших частиц пыли, прилипающих к набивке проволочной канители, и
поступает в воздушный коллектор дизеля.
Очистку и промывку воздухоочистителя необходимо производить через каждые
100 ч работы двигателя. Не допускается подсос постороннего воздуха в
местах соединений воздушного тракта. Очищают и промывают
воздухоочиститель после отделения бункера и кассет от корпуса. Кассеты и
корпус необходимо промыть в дизельном топливе и при возможности продуть
сжатым воздухом. Бункер очищают от пыли и тщательно протирают чистой
ветошью, пропитанной дизельным топливом. Перед сборкой очищенные кассеты
опускают в масло на несколько минут, после чего вынимают их и дают
возможность маслу стечь. Войлочные кольца должны быть смазаны солидолом
и ровно уложены в свои гнезда. При установке воздухоочистителя на
тепловоз необходимо обеспечить плотность соединения головки фильтра с
всасывающим воздухопроводом.
В цилиндры дизеля ЯАЗ-М204А воздух подается принудительно при помощи
нагнетателя под избыточным давлением, что необходимо для продувки,
обеспечения хорошего наполнения цилиндров и, как следствие, повышения
мощности дизеля. В число приборов и деталей для подачи воздуха (в
цилиндры дизелей ЯАЗ (рис. 44) входят воздушные фильтры 3, впускной
трубопровод 5, нагнетатель 8 и воздушная камера 9 блока цилиндров.
Во время работы дизеля нагнетатель всасывает воздух через воздушные
фильтры и впускной трубопровод и подает его в воз-
душную камеру блока цилиндров, откуда воздух через
продувочные отверстия гильз поступает в цилиндры.
Воздушный фильтр, устанавливаемый на дизель ЯАЗ-М204А,
инерционно-масляного типа. Входящий в фильтр воздух сначала движется
вниз, а затем резко меняет направление над поверхностью масла,
находящегося в масляной ванне 2, вследствие чего крупные частицы пыли,
продолжающие двигаться по инерции вниз, ударяются о поверхность масла,
прилипают к ней и постепенно погружаются в масло. Далее воздух проходит
через смоченный маслом фильтрующий элемент 1, задерживающий мелкую пыль,
и через центральную трубу 4 фильтра поступает во впускной трубопровод
дизеля. В стенках трубы 4 имеются отверстия, которые сообщают ее полость
с .пространством между трубой и корпусом 3 фильтра.
Благодаря этому заглушаются шумы высокого тона (свист, шипение),
возникающие при всасывании воздуха в цилиндры.
В боковом патрубке у двигателя ЯАЗ-М204А установлена заслонка 6 для
быстрой («аварийной») остановки дизеля, если он идет вразнос, т. е.
увеличивает частоту вращения, несмотря на прекращение подачи топлива в
цилиндры.
Газовыпускная система предназначена для отвода отработавших газов и
уменьшения шума. Отработавшие газы дизеля от каждого выпускного
контроллера (рис. 45) по коленам 8 отводятся в глушитель. Установка
глушителя выполнена в нише топливного бака на асбоизолированных
кронштейнах. Для уменьшения местного нагрева топливного бака и передней
стенки кабины глушитель и выпускная труба экранированы асбестовой
теплоизоляцией 6.
В глушителе газы расширяются, меняют направление, теряют скорость и
выбрасываются в атмосферу через выпускную трубу 7. При работе дизеля на
малой частоте вращения вала вместе с газами выбрасываются частицы
несгоревшего топлива, которые удаляются из компенсаторов 1 и глушителя 3
через сливные трубки
9 и 10, с этой целью глушитель установлен с некоторым уклоном.
Для предотвращения пропуска отработавших газов в
соединениях между фланцами выпускного колена 8 и выпускных коллекторов
дизеля и глушителя 3 установлены асбестовые прокладки.
При работе дизеля на максимальной частоте вращения вала газовыпускная
система сильно нагревается, в результате чего происходят температурные
расширения, которые поглощаются компенсаторами 1, установленными на
каждом выпускном колене. Выпускные колена 8 обмотаны асбестовым шнуром и
покрыты тепловой изоляцией 2 из жидкого стекла. Сверху капота глушитель
закрыт кожухом 5.
В процессе эксплуатации на стенках выпускных колен, глушителя и сливных
трубок происходит образование нагара в виде несгоревших фракций топлива
и масла. Для предотвращения воспламенения нагара выпускные колена,
глушитель и сливные трубки необходимо периодически снимать с тепловоза и
прокаливать и очищать их от нагара.
Газовыпускная система тепловоза ТУ6А имеет аналогичную, но более простую
конструкцию. Глушитель представляет собой цилиндр с днищами, к которому
приварена выпускная труба и специальный фланец крепления к выпускному
коллектору дизеля. Для предотвращения попадания атмосферных осадков в
выпускную трубу сверху на ней установлена крышка, которая открывается
при выходе выпускных газов.