СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И ПОДОГРЕВА ДИЗЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ ТУ6А и ТУ7

  Главная      Учебники - Тепловозы     Узкоколейные тепловозы ТУ6 и ТУ7 (Гмызин А. А.) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И ПОДОГРЕВА ДИЗЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ ТУ6А и ТУ7


 

 


Система охлаждения и подогрева служит для поддержания в допустимых пределах теплового режима дизеля, для прогрева дизеля и маслозакачивающего насоса перед пуском при температуре ниже +5°С и для обогрева кабины машиниста. У тепловозов ТУ7, оборудованных гидротормозом, система охлаждения служит также для охлаждения масла гидропередачи.

На установившемся режиме работы дизеля охлаждающая жидкость (рис. 38) из нижнего коллектора 33 холодильника поступает в водяной насос 26, откуда по трубам направляется в нижние части рубашек цилиндров. Охладив цилиндры, жидкость поднимается вверх и через перепускные трубки поступает в рубашки головок блоков, где охлаждает стенки камер сгорания и гнезда форсунок. Из выходных патрубков головок блоков охлаждающая жидкость поступает через рубашки выпускных коллекторов и по трубопроводам 4 и 5 в верхний коллектор 2 холодильника (в его правый и левый отсеки) и по пяти водо-воздушным секциям опускается в нижний коллектор. Охлажденная жидкость из холодильника по трубопроводам 30 и 29 возвращается к насосу. Температура жидкости на выходе из дизеля должна быть в пределах 80—90° С. При перегреве воды дизеля срабатывает реле, которое автоматически отключает дизель от нагрузки. На пульте управления предварительно загорается сигнальная лампочка. При понижении температуры на величину срабатывания реле цепь силовой группы автоматически восста-лавливается.

 

 

 

 

Рис. 38. Система охлаждения и подогрева тепловоза ТУ7:
 

 

 

 

Для прогрева дизеля перед пуском необходимо закрыть краны 12 и 17, заслонки 3 и открыть краны 11 и 18, т. е. «собрать» систему циркуляции «подогреватель — дизель — подогреватель».

Нагретая жидкость из подогревателя поступает в дизель, прогревая его, и возвращается из дизеля через водяной насос. При достижении температуры жидкости 45—50°С необходимо подогреватель выключить и пустить дизель.

Для удаления воздуха из системы подогрева необходимо открыть кран 10, установленный в верхней точке трубопровода, выходящего из подогревателя, и держать его открытым до тех пор, пока из него не потечет жидкость. Такой же кран 14 установлен на отопителе в кабине машиниста.

Систему охлаждения заполняют через заливную горловину холодильника или рукав 32 под давлением не выше 1,5 кгс/см2. Состав охлаждающей жидкости указан в разделе «Эксплуатация тепловозов».

У тепловозов ТУ7, оборудованных гидротормозом, при работе дизеля и гидропередачи на установившихся режимах вода в системе охлаждения циркулирует следующим образом. Водяной насос 35 (рис. 39) забирает воду из трубопровода 29 и по трубопроводам 32 и 36 подает ее в нижнюю часть блоков цилиндров. Охлаждая цилиндры, вода поступает в рубашки головок и выпускных патрубков и по трубопроводам 4 и 9 направляется в верхний коллектор 1 холодильника, в его правый и левый отсеки, откуда по четырем секциям опускается вниз в нижний коллектор. Из нижнего коллектора холодильника вода по пяти центральным секциям поднимается вверх и по общему трубопроводу 3 поступает в теплообменник 31 масла дизеля и далее по трубопроводу 24 в теплообменник масла гидропередачи 13, откуда по трубопроводу 29 возвращается к водяному насосу 35.

При прогреве дизеля перед пуском необходимо закрыть краны 12, 17 и 20, а краны 10 и 19 открыть, затем включить подогреватель. Нагретая вода водяным насосом подогревателя направляется по трубопроводам 22, 23 и 29 в двигатель, нагревает его и поступает по трубопроводам 4 и 9 в холодильник (в боковые отсеки), проходит через холодильник и по трубопроводу 3 идет в теплообменник 31 и по трубопроводу 24 возвращается к насосу подогревателя. Параллельно вода проходит через маслопрокачивающий насос 30.

Чтобы в системе охлаждения не образовались паровые пробки, нарушающие ее нормальную работу, дизель и теплообменник дизеля имеют специальные пароотводные трубки. Для спуска воды из системы предусмотрены сливные краны, установленные на блоках дизеля, водяном насосе, теплообменнике дизеля и гидропередачи, подогревателе и нижнем коллекторе холодильника.

Система охлаждения и подогрева дизеля тепловоза ТУ6А принципиально не отличается от системы тепловоза ТУ7. Однако особенностью ее является связь с масляной системой, в то время как на тепловозе ТУ7 эти системы автономны. Тепловоз ТУ6А не имеет внешней масляной системы, а режимы ее работы зависят от работы системы охлаждения. Температура масла регламентируется температурой охлаждающей жидкости, проходящей через водо-масляный теплообменник, и автоматически устанавливается на

10—20°С выше температуры воды. Система охлаждения тепловоза ТУ6А показана на рис. 19.

Для быстрого прогрева дизеля до 70°С и поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости на установившемся режиме его работы на конце водяного коллектора дизеля тепловоза ТУ6А установлен термостат 7 двойного действия с перепускным устройством. Термостат автоматически прекращает подачу жидкости в радиатор 8, если температура ее на выходе из головки блока ниже 70°С и жидкость, минуя радиатор по обводной трубе, поступает в масляный радиатор 10, нагревая масло системы смазки. Систему охлаждения заполняют водой через заливную горловину радиатора, а сливают ее через краны патрубка теплообменника, блока цилиндров, водяного насоса и подводящего патрубка безлампового пускового подогревателя, открыв предварительно пробку радиатора. Перед сливом дизель необходимо прогреть до 50—60°С.

 


 

 

 

Рис. 39. Система охлаждения и подогрева тепловоза ТУ7, оборудованного гидротормозом:
1 — верхний коллектор; 2, 5 — заслонки; 3, 4, 6, 9, 14, 18, 22—25, 29, 32 36 — трубопроводы, 7 — дизель; 8 — пароотводные трубки, 10, 12, 17, 19, 20 — краны
11, 15, 21, 26, 27, 33, 34, 38 — сливные краны; 13 — теплообменник масла гидропередачи; 16 — радиатор отопителя кабины; 28 — пусковой подогреватель; 30 — масло-прокачивающий насос; 31 — теплообменник масла дизеля; 35 — водяной насос;
37 — заправочный рукав; 39 — водяные секции холодильника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..