Прибывающие на базу балластные материалы должны проверяться в части их
соответствия ГОСТам или техническим условиям на балластный материал,
подлежащий укладке в железнодорожный путь.
Особое внимание обращается на гранулометрический состав щебня, размер
зерен которого по наибольшему измерению должен соответствовать одной из
следующих фракций: от 25 до 70 мм, от 40 до 70 мм, от 25 до 40 мм и от
15 до 40 мм. В щебне фракций 25—70 и 40—70 мм допускаются зерна размером
от 70 до 90 мм и фракций 25—40 и 15—40 мм от 40 до 90 мм в количествах
не более 5% общего веса щебня, а также зерна менее установленных
минимальных размеров зерен для этих фракций в количестве также не более
5% общего веса щебня, в том числе пылевидных частиц не более 1%, а при
соответствующем технико-экономическом обосновании не более 1,5%.
Щебень во всех случаях должен быть чистым и не должен содержать кусков
глины, растительного слоя почвы и других примесей.
На прибывающий под выгрузку щебень должен поступать заводской паспорт,
который выдается на каждую отгружаемую партию. В нем указывают
наименование завода ( карьера) и его адрес; номер и дату выдачи
паспорта; наименование и адрес получателя; фракции щебня и его
количество: номер партии, номер вагонов и накладных; результаты
испытаний щебня и соответствие его ГОСТу.
Щебень и другие балластные материалы хранятся
раздельно по фракциям, при этом должны быть приняты необходимые меры,
предохраняющие его от засорения.
При создании промежуточных щебеночных баз следует соблюдать два основных
принципа: полностью механизировать работы по накоплению щебня и
обеспечить условия для последующей механизированной отгрузки щебня с
механизированной его выгрузкой на месте работ.
Для механизированного накопления щебня на промежуточной базе наиболее
рационально использовать хоппер-дозаторы, что одновременно улучшит
использование этих высокопроизводительных машин в зимний период.
По мере накопления щебня, выгружаемого из хоппер-дозаторов на
выгрузочном пути базы, путь поднимают балластером или путеподъемником и
таким образом ведется последовательное увеличение штабеля. Для
увеличения ширины штабеля щебень выгружают только на концы шпал с
последующей развалкой его путевым стругом.
Увеличить ширину штабеля возможно также за счет поперечных сдвижек
выгрузочного пути при помощи рихтовочных машин или бульдозера. Однако
решать вопрос о ширине штабеля следует в увязке с его высотой, учитывая,
что недостаточная высота штабеля не благоприятствует отгрузке щебня с
базы экскаватором. Для экскаваторной погрузки высота щебеночного штабеля
должна быть не менее 5—6 м.
Высокий уровень производительности труда по выгрузке щебня достигается
также при поступлении его в полувагонах. При этом после открытия люков и
накопления щебня вдоль выгрузочного пути производится его планирование
путевым стругом с последующими подъемками пути.
Планируя высоту щебеночного штабеля, необходимо учитывать возможность
его устройства, увязывая с возможной длиной и величиной уклона
разгрузочного пути, который, как правило, не должен быть более 20 0/00.
Длина щебеночного штабеля определяется местными условиями с учетом
объема подлежащего складированию щебня. При этом следует учитывать, что
для одновременной выгрузки полной вертушки (20 хоппер-дозаторов)
требуется длина пути около 500 м. При меньшей длине штабеля состав
разгружают по частям или предварительно делают высокую подъемку
разгрузочного пути, что позволяет выгрузить большее количество щебня на
1 пог. м пути.
Учитывая большой уклон пути на щебеночном штабеле, вагоны подают под
разгрузку только методом толкания ( локомотив в хвосте), а выход с
выгрузочного пути (по направлению к станции примыкания) должен иметь
улавливающий тупик. В конце разгрузочного пути должен быть хорошо
закрепленный упор. Порядок подачи вагонов со щебнем на базу под выгрузку
и их уборка определяются специальной местной инструкцией.
При поступлений щебня на платформах его выгрузка
может быть организована пропуском бульдозера по платформам. Для этого
требуется организация замкнутых вертушек и специального их оборудования
во избежание порчи настила: по всей длине платформ
пришивают два ряда досок для прохождения по ним
гусениц бульдозера. В этом случае также необходим подбор платформ без
тормозных площадок, за исключением головной и хвостовой. Возможна также
разгрузка экскаватором на гусеничном ходу, ковшом которого по опыту
ПМС-22 щебень сдвигают с платформ (рис. 51).
Рис. 51. Схема выгрузки щебня с платформы
экскаватором