Указания по выполнению регулировочных работ трактора БЕЛАРУС 1402
Выключатель блокировки запуска двигателя
Если двигатель не запускается при установке рычага в «нейтральное» по-ложение (одна из причин) необходимо проверить, что контакты выключателя блокировки 2 (рисунок 5.2), расположенного с левой стороны КП, замкнуты при нахождении рычага переключения диапазонов в нейтральном положении и разомкнуты при включении диапазонов переднего или заднего хода.
1 – прокладка; 2 – выключатель блокировки
Рисунок 5.2 – Регулировка выключателя блокировки
Выключатель исправен и отрегулирован, если при его замкнутых контак-тах сопротивление, измеренное мультиметром в режиме «омметра» стремиться к «0», а разомкнутых – к «бесконечности».
При невыполнении одного из условий необходимо проверить работу де-монтированного выключателя.
Если выключатель работоспособен, то необходимо отрегулировать его работу изменением количества регулировочных прокладок 1 (50-1702048).
Регулировка дорожных фар
Регулировать фары по необходимости в следующем порядке:
разметить экран в соответствии с рисунком 5.3. При этом линию цен-тров фар А-А нанести на высоте расположения центров фар над уровнем грун-та, а линии В-В1 и Е-Е1 на расстоянии С (размер между центрами фар по гори-зонтали). Расстояние измерить непосредственно на тракторе;
-227
А-А – линия центров фар; D-D – линия центров световых пятен; F-F1 – линия симметрии экрана; В-В1 – вертикальная ось светового пятна левой фары; Е-Е1 – вертикальная ось светового пятна правой фары; С – расстояние между цен-трами фар; h – расстояние от опорной поверхности до центров световых пятен
Рисунок 5.3 – Схема регулировки дорожных фар
установить трактор на ровной горизонтальной площадке перпендику-лярно к экрану на расстоянии 10 м от него до рассеивателей передних фар, при-чем продольная плоскость симметрии трактора должна пересекаться с экраном по линии F-F1;
включить ближний свет и отрегулировать сначала положение одной фа-
ры (закрыть другую темной тканью), потом другую, предварительно ослабив их крепление на кронштейне.
Свет фары считается отрегулированным, если центр светового пятна на экране соответствует изображенному на рисунке 5.3, а световые пятна от обеих фар находятся на одинаковой высоте.
Правила хранения трактора БЕЛАРУС 1402
Для обеспечения работоспособности трактора, экономии материальных средств на его ремонт и подготовку к работе необходимо строго соблюдать правила хранения трактора.
Трактор хранить в закрытых помещениях или под навесом, исключаю-щим попадание прямых солнечных лучей и осадков. Допускается хранить трак-тор на открытых оборудованных площадках c обязательным выполнением ра-бот по консервации, герметизации и снятию составных частей, требующих складского хранения.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ХРАНИТЬ ТРАКТОР И ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧА- СТИ В ПОМЕЩЕНИЯХ, СОДЕРЖАЩИХ (ВЫДЕЛЯЮЩИХ)
ПЫЛЬ, ПРИМЕСИ АГРЕССИВНЫХ ПАРОВ ИЛИ ГАЗОВ!
Для трактора предусмотрены следующие виды хранения:
межсменное – перерыв в использовании трактора до 10 дней;
кратковременное – от 10 дней до двух месяцев;
длительное – более двух месяцев.
Трактор на межсменное и кратковременное хранение ставить непосред-ственно после окончания работ, а на длительное хранение – не позднее 10 дней с момента окончания работ.
Межсменное хранение трактора БЕЛАРУС 1402
Устанавливать трактор на хранение комплектным без снятия агрегатов и сборочных единиц, при этом:
очистить трактор;
убедиться в том, что АКБ отключены от бортовой сети;
проверить фиксацию в закрытом положении капота, маски, боковин;
плотно закрыть люк, окна и двери кабины.
Допускается хранить трактор непосредственно на месте проведения работ.
-229
Кратковременное хранение трактора БЕЛАРУС 1402
Устанавливать трактор на хранение комплектным без снятия агрегатов и сборочных единиц, при этом:
ослабить натяжение гусениц;
выполнить операции межсменного хранения в соответствии с 6.1;
обернуть выпускную трубу и моноциклон парафинированной бумагой или полиэтиленовой пленкой;
снять щетки стеклоочистителей во избежание растрескивания резины, при этом на концы рычагов установить резиновые трубки во избежание цара-пин на стекле;
в случае хранения трактора при низких температурах или свыше одного месяца АКБ снять и сдать на склад.
Длительное хранение
Для постановки трактора на длительное хранение необходимо:
в зимних условиях установить трактор на деревянные подкладки;
ослабить натяжение гусениц;
очистить и вымыть трактор, обдуть сжатым воздухом для удаления вла-ги, восстановить поврежденную окраску;
провести очередное ТО;
слить масло из картера двигателя и ОЖ из системы охлаждения, масло из КП, заднего моста, РЖ из гидросистемы трактора и ГСП;
законсервировать в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014–78 (вари-ант противокоррозионной защиты – ВЗ-1, ВЗ-2, ВЗ-4) детали и механизмы пе-редач, шлицевые соединения, карданные передачи, штоки гидроцилиндров, уз-лы трения, резьбовые поверхности, внутренние полости КП, заднего моста, гидросистему трактора и ГСП.
Консервацию внутренних поверхностей агрегатов и составных частей проводить посредством заполнения полостей рабоче-консервационными или рабочими маслами с последующим проворачиванием механизмов;
разгрузить и смазать защитной смазкой пружины педали и рычага от-водки сцепления, педалей и тормозных кранов рабочего тормоза, маски и боко-вин облицовки;
ослабить натяжение ремней приводов генератора, водяного насоса и компрессора кондиционера;
покрыть защитным составом или обернуть изолирующим материалом наружные поверхности рукавов гидросистем;
закрыть крышками, пробками-заглушками, парафинированной бумагой или полиэтиленовой пленкой отверстия, щели, полости (заливные горловины, отверстия сапунов, выхлопную трубу, моноциклон и др.), через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости;
снять АКБ и сдать на склад.
Сделать отметки о проведенных работах в разделах «Консервация» и
«Хранение» паспорта трактора.
-231
Транспортирование и буксировка
Транспортирование трактора БЕЛАРУС 1402
Трактор транспортировать железнодорожным и автомобильным транс-портом в соответствии с правилами, установленными для указанных видов транспорта.
При перевозке трактора на автомобильной или железнодорожной плат-форме необходимо:
опустить отвал и рыхлитель на опорную поверхность;
включить диапазон «А» и первую передачу КП;
затормозить трактор стояночным тормозом;
отключить АКБ от бортовой сети;
установить под гусеницы противооткатные упоры или упорные бруски. Крепление трактора на железнодорожной платформе осуществлять в со-
ответствии с техническими условиями погрузки и крепления грузов.
Транспортировать трактор автомобильным транспортом в прицепе с вы-сотой погрузки не более 1 м, чтобы габарит автопоезда по высоте с транспор-тируемым трактором не превышал 4 м от поверхности дороги. Если условие не выполняется, движение по дорогам общего пользования производить только при наличии специального разрешения Госавтоинспекции.
Если транспортировка трактора занимает длительное время, необходимо:
открытые части штоков гидроцилиндров покрыть смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87;
смазать клеммы аккумуляторных батарей техническим вазелином или другой равноценной смазкой;
при необходимости, зеркала, щетки стеклоочистителей с рычагами, приборы освещения, моноциклон воздушного фильтра снять и уложить в каби-ну. Всасывающий патрубок и выхлопную трубу обернуть полиэтиленовой пленкой;
прикрепить бирку с наименованием ОЖ в системе охлаждения двигателя на лобовое стекло, опись имущества, находящегося в кабине – на боковое (заднее);
при необходимости, стекла кабины обшить фанерой или ДВП.
Погрузку (разгрузку) трактора производить специальными захватами, обеспечивающими безопасность работ и сохранность кабины и облицовки. Ме-ста строповки обозначены символами, изображенными на рисунке 7.1.
Рисунок 7.1 – Символ точки подъема
Погрузку (разгрузку) трактора производить, в соответствии со схемой строповки, приведенной на рисунке 7.2:
спереди строповочный трос зачаливать под раму, не повреждая облицовки;
сзади трос зачаливать за скобы, закрепленные с помощью пальцев, к раме. По прибытию в место назначения и выгрузки трактора необходимо:
демонтировать (если были установлены) панели для защиты стекол кабины;
установить снятые на период транспортирования элементы;
провести ЕТО в соответствии с таблицей 4.4.
Запускать двигатель и начинать движение трактора своим ходом в соот-ветствии с 3.4.
-233
234
-
Рисунок 7.2 – Схема строповки трактора
Буксировка
Буксировать трактор только в крайне необходимых случаях, когда неис-правность узла или агрегата делает невозможным движение трактора своим хо-дом, а также когда устранение неисправности может быть проведено только в условиях ремонтной мастерской.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ БУКСИРОВАТЬ ТРАКТОР СО СКОРОСТЬЮ ВЫШЕ 15 км/ч И НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ!
Перед буксировкой необходимо отсоединить гидромотор от механизма поворота, для чего:
открыть люк в кабине трактора за сиденьем;
повернуть рычаг 1 (рисунок 7.3), предварительно ослабив болт 2, влево до упора в позицию «откл.» и затянуть болт крутящим моментом от 23 до 28 Н·м;
установить рычаги переключения передач и диапазонов в нейтральное положение.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ БУКСИРОВАТЬ ТРАКТОР БЕЗ ОТСОЕДИНЕ-НИЯ ГИДРОМОТОРА ОТ МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА!
1 – рычаг; 2 – болт; 3 – защитный колпачок; 4 – направляющие
Рисунок 7.3 – Отсоединение гидромотора и растормаживание пружинного энергоаккумулятора
-235
Буксировать трактор с неработающим двигателем, неисправной ГСП или отсутствием давления в пневмосистеме только на жесткой сцепке, в остальных случаях допускается гибкая сцепка.
Перед буксировкой трактора с отсутствием давления в пневмосистеме необходимо растормозить пружинные энергоаккумуляторы, для чего:
отвернуть защитный колпачок 3 с цилиндра энергоаккумулятора;
установить упор из комплекта ЗИП по диагонали в два отверстия с направляющими 4 и ударить молотком по упору до характерного щелчка.
Повороты выполнять на малой скорости, плавно, а крутые повороты – в несколько приемов. Не останавливать трактор на подъемах и спусках.
По окончании буксировки соединить гидромотор с механизмом поворота.
Утилизация трактора БЕЛАРУС 1402
Для утилизации отработавшего свой ресурс трактора необходимо:
очистить и вымыть трактор;
слить масла, ОЖ и РЖ;
снять исправные детали и узлы с трактора и отправить их на склад экс-плуатирующей организации для пополнения ремонтного фонда деталей;
снять сборочные единицы и детали, содержащие драгоценные материа-лы (указаны в паспорте), и отправить их в установленном для данной эксплуа-тирующей организации порядке на переработку с целью извлечения драгоцен-ных материалов;
оставшиеся детали трактора отсортировать по материалу (черные и цветные металлы, изделия из пластмассы, стекла, резины и т.д.), и отправить их в качестве лома на перерабатывающие предприятия.
-237
Приложение А (Справочное)
Маркировка составных частей трактора
К рисунку А.1 – Маркировка составных частей трактора
1 – фирменная табличка двигателя; 2 – фирменная табличка стартера;
и 9 – номер кабины;
– номер щитка приборов (бирка); 5 – номер рулевой колонки;
– номер тахоспидометра;
– номер тормозного крана обратного дей-ствия;
– номер сиденья;
10 – номер регулятора давления; 11 – номер тормозной камеры;
– фирменная табличка маслозакачиваю-щего насоса;
– фирменная табличка карданного вала; 14 – маркировка механизма поворота:
а – обозначение; б –номер;
– маркировка коробки передач: а – обозначение;
б – номер;
– маркировка корпуса сцепления: а – обозначение;
б – номер;
– номер гидроусилителя сцепления;
– номер редуктора насоса гидросистемы трактора;
– номер редуктора насоса ГСП;
– номер направляющего колеса на дис-ке (каждом);
– номер направляющего колеса на колен-чатой оси;
– номер коленчатой оси;
– заводской номер трактора;
– фирменная табличка подогревателя;
или 26 – номер охладителя наддувочного воздуха;
– номер радиатора системы охлаждения двигателя;
– фирменная табличка распределителя; 29 – номер топливного бака;
– фирменная табличка радиатора ГСП;
– фирменная табличка гидромотора ГСП; 32 – фирменная табличка перепускного кла-пана ГСП;
– номер тормозного крана;
– фирменная табличка гидронасоса ГСП; 35 – центробежный фильтр;
– номер трансмиссии;
– номер однобалансирной каретки на ба-лансире;
– номер однобалансирной каретки на цапфе;
– номер двухбалансирной каретки на цапфе;
и 41 – номер двухбалансирной каретки на балансире;
– маркировки насосов гидросистемы трактора, заднего моста:
а – обозначение; б – номер;
– номер конечной передачи; 44 или 45 – номер заднего моста;
46 – номер пары на ведущей шестерне; 47 – номер пары на ведомой шестерне;
48 – фирменная табличка клапанной коробки
Рисунок А.1 (лист 1 из 2) – Маркировка составных частей трактора
-239/240
Рисунок А.1 (лист 2 из 2) – Маркировка составных частей трактора