Устройство и работа составных частей трактора БЕЛАРУС 1402

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор гусеничный «БЕЛАРУС» 1402. Руководство по эксплуатации 1402-0000010 РЭ

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

 

Устройство и работа составных частей трактора БЕЛАРУС 1402


  1. Рама трактора БЕЛАРУС 1402


    Рама трактора состоит из двух продольных швеллерных лонжеро-нов 4 (рисунок 2.1), соединенных между собой поперечными брусьями 10. Си-ловой агрегат (двигатель, корпус сцепления, КП, механизм поворота в сборе) установлен на кронштейнах 3, кабина – на кронштейнах 6. Каретки закреплены болтами на фланцах брусьев, поддерживающие катки – на кронштейнах 9. Направляющие колеса установлены в кронштейнах 11, а гидроцилиндры меха-низмов натяжения крепятся к лонжеронам. Задний мост и конечная передача установлены на фланцах 7, толкающие брусы отвала – на цапфах 8, гидроци-линдры отвала – на кронштейнах 1. В нижней части рама закрыта днищем 5 с люками, обеспечивающим защиту силового агрегата, гидро-и пневмосистем. Для буксировки трактора установлены кронштейны 2.

    image

    1 – кронштейн гидроцилиндра отвала; 2 – кронштейн для буксировки; 3 – крон-штейн силового агрегата; 4 – лонжерон; 5 – днище; 6 – кронштейн кабины; 7 – фланец; 8 – цапфа; 9 – кронштейн поддерживающего катка; 10 – поперечный брус; 11 – кронштейн направляющего колеса

    Рисунок 2.1 – Рама


    58 -

  2. Двигатель трактора БЕЛАРУС 1402 и его системы


    Двигатель дизельный, шестицилиндровый, четырехтактный с системами охлаждения, смазки, топливной «Common RAIL», очистки и охлаждения возду-ха, электропуска.

    Управление топливной системой «Common RAIL» осуществляет ЭСУД – на основании положения педали и рукоятки подачи топлива и сигналов, форми-руемых датчиками частоты вращения коленчатого вала, кулачкового вала топ-ливного насоса и состояния рабочей среды (давления и температуры топлива и воздуха) задает форсункам момент начала и продолжительность впрыскивания топлива, которые обеспечивают максимальную топливную эффективность, ми-нимальный выброс вредных веществ (соответствует уровню Stage IIIA) и уро-вень шума работы.

    ЭСУД имеет функцию самодиагностики, которая проверяет систему ав-томатически перед каждым пуском двигателя, а также во время его работы, и при обнаружении неисправностей передает ошибки в виде блинк-кодов диагно-стической лампой 3 «ДИАГНОСТ. ДВИГ.» (рисунок 1.21) в боковой панели и сообщениями в информационном мониторе.

    Контроль за работой двигателя осуществляется по комбинации приборов, комбинированному индикатору и информационному монитору.

    Подробное техническое описание, правила эксплуатации и технического обслуживания двигателя приведены в РЭ двигателя, прилагаемом к трактору.


  3. Подогреватель трактора БЕЛАРУС 1402


    Подогреватель 5 (рисунок 2.2) представляет устройство, в котором в ка-мере сгорания смешиваются и сжигаются топливо, подаваемое дозировочным насосом 3 из топливного бачка 1 через кран 2, и воздух, подаваемый встроен-ным вентилятором по впускному патрубку 6.

    При сгорании топлива выделяется тепло и нагревает ОЖ, прокачиваемую водяным насосом 4 через рубашку охлаждения двигателя по замкнутому кругу.



    image


    1 – топливный бачок; 2 – кран; 3 – дозировочный насос; 4 – водяной насос; 5 – подогреватель; 6 – впускной патрубок

    Рисунок 2.2 – Оборудование подогревателя


    Процессом горения топлива, циркуляцией и нагревом ОЖ управляет электронный блок, имеющий защитные функции:

    • если подогреватель не запускается в течение 74 с после начала подачи топлива, то старт выполняется заново. Если подогреватель снова не запускается после следующих 65 с, то происходит аварийное отключение. После опреде-ленного количества неудачных запусков происходит блокировка блока управ-ления;

    • если процесс горения в камере сгорания прекращается сам по себе, то производится новый запуск. Если подогреватель не запускается через 74 с по-сле возобновления подачи топлива, происходит аварийное отключение;

    • при перегреве (при недостатке ОЖ или плохой ее циркуляции в конту-ре) срабатывает датчик перегрева и происходит аварийное отключение. После определенного количества отключений вследствие перегрева происходит бло-кировка блока управления;

    • при достижении нижней или верхней границ напряжения происходит аварийное отключение;


       

    • при неисправностях двух электродов накаливания или обрыве электри-ческой цепи дозирующего насоса подогреватель не запускается;

    • при отклонении в работе вентилятора или водяного насоса происходит аварийное отключение.

      Аварийное отключение может быть деактивировано путем отключения подогревателя от АКБ (извлечением предохранителя), а разблокировка блока управления – в специализированном сервисном центре.

      Включает и выключает подогреватель, а также отображает информацию о его работе и неисправностях таймер, описанный в 1.4.24.

      П р и м е ч а н и е – Подробное устройство подогревателя приведено в ЭД подогревателя (Eberspacher. Техническое описание, руководство по монта-жу, эксплуатации и техническому обслуживанию HYDRONIC M-II (CD-R)), прилагаемой трактору.


  4. Гидропривод сцепления трактора БЕЛАРУС 1402


    При нажатии на педаль сцепления 26 (рисунок 1.2) РЖ из главного ци-линдра (рисунок 2.4) поступает через трубопровод и рукав в рабочий цилиндр. Толкатель рабочего цилиндра воздействует через гидроусилитель и тягу на ры-чаг, связанный через валик с отводкой сцепления, что приводит к разъедине-нию двигателя с трансмиссией.

    Гидроусилитель предназначен для снижения усилия на педали в процессе выключения сцепления, обладает следящим действием и создает дополнитель-ное усилие, пропорционально воздействию на рабочий цилиндр.

    При отпускании педаль и рычаг возвращаются в исходное положение под действием пружин.


  5. Коробка передач трактора БЕЛАРУС 1402


    Механическая ступенчатая диапазонная КП обеспечивает восемь передач переднего и четыре передачи заднего хода переключением:

    • двух диапазонов переднего и одного заднего хода рычагом посредством зубчатых муфт;


      -61

    • четырех передач внутри диапазона рычагом посредством синхрониза-торов с разрывом потока мощности.

    В механизме рычага переключения диапазонов установлен выключатель, блокирующий пуск двигателя при любом включенном диапазоне за счет раз-мыкания электрической цепи пуска двигателя.

    Шестеренный насос 1 (рисунок 2.3) гидросистемы КП, расположенный с левой стороны КП, приводится во вращение через систему шестерен от двига-теля, имеющих отключаемый привод, в котором при повороте рычага 2 против часовой стрелки до упора насос включен, а по часовой – выключен. Болт 3 фик-сирует требуемое положение рычага.

    ВНИМАНИЕ: ВКЛЮЧАТЬ, ВЫКЛЮЧАТЬ НАСОС ТОЛЬКО ПРИ  НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ, ЛИБО НА МИНИМАЛЬНОЙ

    ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА!


    image

    1 – шестеренный насос; 2 – рычаг; 3 – болт

    Рисунок 2.3 – Включение, выключение насоса гидросистемы КП


    Схема гидравлическая принципиальная гидросистемы КП приведена на рисунке 2.4. РЖ всасывается шестеренным насосом Н через маслозаборник Ф1 и нагнетается к сетчатому фильтру. Предохранительный клапан КП1, установ-ленный в напорной магистрали и отрегулированный на давление от 1,8 до 2,0 МПа, предохраняет насос от перегрузок.

    Сетчатый фильтр обеспечивает грубую очистку РЖ набором фильтрую-щих элементов Ф2 и включает предохранительный клапан КП2, предназначен-ный для перепуска РЖ в обход фильтрующих элементов при давлении бо-лее 0,35 МПа, вызванном засоренностью фильтра.



     


    Б1 – картер КП; Н – шестеренный насос; Ф1 – маслозаборник; КП1, КП2, КП3 – клапан предохранительный; Ф2 – фильтрующий элемент; Ф3 – ротор; КД1 – клапан рабочего давления; КД2 – клапан смазки; SP1 – датчик

    Рисунок 2.4 – Схема гидравлическая принципиальная гидросистемы КП


    От сетчатого фильтра РЖ поступает под давлением (0,9+0,1) МПа к гидро-усилителю сцепления, а излишки РЖ – к центробежному фильтру.

    На входе в центробежный фильтр установлены клапан рабочего давления КД1, поддерживающий давление в магистрали гидроусилителя сцепления, и датчик SP1, передающий информацию о текущем давлении РЖ к комбинации приборов.

    Центробежный фильтр обеспечивает тонкую очистку РЖ под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора Ф3, от посторонних примесей и под давлением (0,2+0,05) МПа, поддерживаемым клапаном смазки КД2, направляет РЖ к КП для смазки подшипников входного и выходного ва-ла, к редуктору насоса ГСП для смазки зубчатого зацепления и к водилам ме-ханизма поворота для смазки подшипников и зубчатых зацеплений.


    -63

    Перед ротором фильтра установлен предохранительный клапан КП3, ко-торый при давлении (0,8±0,03) МПа, вызванном засоренностью каналов ротора или высокой вязкостью РЖ, направляет РЖ в обход фильтра.

    Излишки РЖ от предохранительного клапана КП3 и клапана смазки КД2 направляются к тормозным механизмам для охлаждения и смазки тормозных дисков, подшипников и к механизму поворота для смазки зубчатых соединений входной шестерни.


  6. Механизм поворота трактора БЕЛАРУС 1402


    В механизме поворота установлены два суммирующих трехзвенных пла-нетарных дифференциала, состоящих из водила 3 (рисунок 2.5), трех сателли-тов 4, эпицикла 2, солнечной шестерни 5, распределяющие под управлением гидромотора 8 на карданные валы 6 поток мощности, поступивший на входную шестерню 1 от КП.

    image

    1 – входная шестерня; 2 – эпицикл; 3 – водило; 4 – сателлит; 5 – солнечная ше-стерня; 6 – карданный вал; 7 – тормозной механизм; 8 – гидромотор; 9 – шестерня

    Рисунок 2.5 – Кинематическая схема механизма поворота


    При прямолинейном движении трактора гидромотор, управляемый ГСП, заторможен и вместе с ним заторможены солнечные шестерни, поэтому эпи-циклы передают через сателлиты на водила одинаковые по величине и направ-лению крутящие моменты.


    При повороте трактора часть мощности двигателя через гидромотор пе-редается на солнечные шестерни суммирующих дифференциалов, которые начинают вращаться с одинаковой скоростью, но в противоположных направ-лениях. Дифференциалы суммируют поступившие на их эпициклы и солнечные шестерни частоты вращений, в результате водила вращаются с различной ча-стотой. Величина радиуса поворота трактора зависит от включенной передачи, производительности основного насоса ГСП (регулируется поворотом рулевого колеса) и сопротивления движению трактора.

    Шестерня 9 входит в состав отключаемого привода, предусмотренного для отсоединения гидромотора от механизма поворота для осуществления по-воротов трактора при буксировке или потере работоспособности ГСП, управля-емого рычагом, приведенным в 7.2.


  7. Задний мост трактора БЕЛАРУС 1402


    В корпусе моста установлены две главные конические передачи с круго-выми зубьями, привод насоса автономной гидросистемы, два электромагнит-ных датчика 2 (рисунок 2.6), работающие от зубчаток, установленных на ведо-мых валах главных передач, для определения скорости движения трактора.

    image

    1 – шестеренный насос; 2 – электромагнитный датчик; 3 – сетчатый фильтр; 4, 6 – предохранительный клапан; 5 – клапанная коробка; 7 – клапан

    Рисунок 2.6 – Задний мост


    -65

    Шестеренный насос 1, расположенный на корпусе заднего моста, засасы-вает РЖ из нижней части корпуса и нагнетает в клапанную коробку 5. РЖ в сетчатом фильтре 3 очищается от загрязняющих веществ. Клапан 7 поддержи-вает давление (1,2±0,1) МПа в напорной магистрали.

    В напорной магистрали установлены предохранительный клапан 6 для перепуска РЖ в обход сетчатого фильтра при давлении (0,45±0,05) МПа, вы-званном его засоренностью, а предохранительный клапан 4 – в обход клапан-ной коробки при давлении (2,0±0,1) МПа.

    Излишки РЖ от клапана 7, а также РЖ от предохранительного клапана 4 направляются к двум корпусам ведущих вал-шестерней главных передач для охлаждения подшипников.


  8. Ходовая система трактора БЕЛАРУС 1402


    Ходовая система состоит из гусеничного движителя и подвески.

    Подвеска соединяет раму с осями опорных катков и обеспечивает необ-ходимую плавность хода трактора.

    Подвеска торсионная, балансирная, включает в себя четыре двухбалан-сирные 3 (рисунок 2.7) и две однобалансирные 4 каретки с торсионами. Карет-ки имеют ограничители хода катков, что исключает возможность закручивания цапф и торсионов сверх предельного.

    image

    1 – направляющее колесо; 2 – механизм натяжения; 3 – двухбалансирная каретка; 4 – однобалансирная каретка; 5 – гусеница; 6 – поддерживающий каток; 7 – опор-ный каток; 8 – ведущее колесо

    Рисунок 2.7 – Ходовая система трактора


     

    Гусеничный движитель состоит из двух гусениц 5, двух ведущих колес 8, четырех поддерживающих 6 и двадцати опорных 7 катков, двух механизмов натяжения 2 и двух направляющих колес 1.

    Каждая гусеница состоит из 62 траков, соединенных между собой через резинометаллические втулки пальцами с гайками, затяжка которых обеспечи-вает уплотнение шарниров гусеницы по торцам втулок и увеличивает жест-кость соединения.

    Передача момента от ведущих колес гусенице осуществляется посред-ством цевочного зацепления.

    Направляющее колесо обеспечивает направление движения гусеницы и ее укладку под передний опорный каток.

    Механизм натяжения обеспечивает предварительное натяжение гусени-цы, которое обеспечивает долговечность ее работы, а также компенсирует дли-ну обвода при попадании в движитель посторонних предметов, предотвращая резкое натяжение гусеницы, и, как следствие, выход из строя ходовой системы или конечной передачи. Механизм натяжения также снижает динамические нагрузки, действующие на трактор при наезде на препятствие.

    Механизм натяжения расположен внутри рамы, что исключает внешнее механическое воздействие.


  9. Пневмосистема и тормоза трактора БЕЛАРУС 1402


    Компрессор 1 (рисунок 2.8), источник сжатого воздуха для пневмосисте-мы, осуществляет забор воздуха из впускного коллектора двигателя, сжимает его и подает в ресивер 3 через регулятор давления 4. Из ресивера сжатый воз-дух поступает к тормозным кранам 12, в пружинные энергоаккумуляторы 6 че-рез тормозной кран обратного действия 2, к соединительной головке 7 через кран управления тормозами прицепа 11 и ускорительный клапан 10.

    Регулятор давления автоматически поддерживает давление в системе от 0,65 до 0,80 МПа, отделяет и удаляет воду, масло и механические примеси, предохраняет систему от чрезмерного повышения давления.


    -67


    image


    1 – компрессор; 2 – тормозной кран обратного действия; 3 – ресивер; 4 – регуля-тор давления; 5 – тормозная камера; 6 – пружинный энергоаккумулятор; 7 – со-единительная головка; 8 – датчик давления воздуха; 9 – датчик аварийного давле-ния воздуха; 10 – ускорительный клапан; 11 – кран управления тормозами прице-па; 12 – тормозные краны

    Рисунок 2.8 – Пневматическая система управления тормозами


    Для контроля давления воздуха в ресивере установлены датчик давления воздуха 8 и датчик аварийного давления воздуха 9, передающие сигналы к ком-бинации приборов.

    Отбор воздуха из пневмосистемы осуществляется через два клапана, рас-положенные на регуляторе давления и ускорительном клапане.

    При включении рабочего тормоза нажатием на педали, воздух через тор-мозные краны поступает в тормозные камеры 5 и в управляющую полость кра-на управления тормозами прицепа. Тормозные камеры выдвигают штоки и воз-действуют на тормозные механизмы, а кран управления тормозами прицепа выпускает воздух из магистрали соединительной головки. Датчики, установ-ленные на тормозных камерах, включают сигналы торможения.

    При включении стояночного тормоза поворотом рычага 40 (рисунок 1.2) вверх, тормозной кран обратного действия выпускает воздух в атмосферу из пружинных энергоаккумуляторов и из управляющей полости ускорительного


    клапана. Пружинные энергоаккумуляторы выдвигают штоки и воздействуют на тормозной механизм за счет разжимающихся пружин, а ускорительный клапан выпускает воздух из магистрали соединительной головки. Датчик аварийного давления воздуха, установленный на пружинном энергоаккумуляторе, включает в мигающем режиме сигнализатор включения стояночного тормоза 8 (рису-нок 1.7) в комбинированном индикаторе.

    Привод управления тормозами прицепа однопроводный, осуществляет управление в двух режимах: непосредственное (при торможении трактора) и автоматическое (при аварийном отсоединении прицепа от трактора в результате падения давления до нуля в соединительной магистрали прицепа).

    Тормозные механизмы 7 (рисунок 2.5) дисковые, «мокрые» с принуди-тельным охлаждением и смазкой гидросистемой КП, установлены на водилах с левой и правой стороны механизма поворота.


  10. Гидросистема трактора БЕЛАРУС 1402


    При работающем двигателе шестеренный насос 11 (рисунок 2.9) нагнета-ет РЖ из секции бака 13 в напорную магистраль к распределителю 17. Предо-хранительный клапан 12, установленный в напорной магистрали и отрегулиро-ванный на давление (18+1) МПа, предохраняет насос от перегрузок.

    Насос расположен на корпусе сцепления с левой стороны, приводится во вращение через систему шестерен от двигателя. Привод обеспечивает включе-ние насоса при повороте валика 8 по, отключение – против, часовой стрелки до упора. Болт 7 фиксирует требуемое положение валика.

     

    ВНИМАНИЕ: ВКЛЮЧАТЬ/ВЫКЛЮЧАТЬ НАСОС ТОЛЬКО ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ, ЛИБО НА МИНИМАЛЬНОЙ ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ!

    От распределителя РЖ направляется в секцию бака через сливной фильтр 14, где она проходит очистку от загрязняющих веществ.


    -69


    image

    70

    -

    1 – гидроцилиндр отвала; 2, 21, 23, 24, 26, 27 – муфты (пары гидровыводов); 3 – пневмогидроаккумулятор; 4, 20 – клапан управле-ния; 5 – колодка; 6, 12 – предохранительный клапан; 7 – фиксирующий болт; 8 – валик; 9 – гидроцилиндр механизма натяжения гу-сеницы; 10, 15 – гидрозамок; 11 – шестеренный насос; 13 – секция бака; 14 – сливной фильтр; 16 – перепускной электромагнитный клапан; 17 – распределитель; 18 – вывод дренажного трубопровода; 19 – напорная колодка; 22, 25 – рукав; 28 – гидроцилиндр рыхлителя; 29 – маслозакачивающий насос; а, б, в, г – штуцер для подключения манометра

    Рисунок 2.9 – Оборудование гидросистемы трактора

    Перепускной электромагнитный клапан 16, установленный на входе в распределитель, направляет РЖ в открытом положении напрямую, в закрытом положении – через предохранительный клапан, установленный на выходе рас-пределителя и настроенный на давление (14±1) МПа.

    Перепускной электромагнитный клапан при нажатой кнопке разблокиров-ки распределителя 2 (рисунок 1.22) закрывается, при отпущенной – открывается; Распределитель состоит из пяти рабочих секций двухстороннего дей-ствия, при этом первая секция имеет дополнительно «плавающее» положение, вторая – встроенный предохранительный клапан для натяжения гусениц и свя-зывает гидровыводы распределителя с баком в «нейтральном» (выключенном)

    положении.

    Управление секциями распределителя осуществляется джойстиком в со-ответствии с 1.4.22.

    При включении джойстиком первой секции распределителя для опуска-ния отвала РЖ под давлением направляется по рукавам высокого давления и трубкам через напорную колодку 19 (рисунок 2.9) в поршневые полости, для подъема отвала – в штоковые полости гидроцилиндров 1. Вытесняемая РЖ из гидроцилиндров направляется через распределитель в секцию бака.

    Замедлительные клапаны, установленные на входе в штоковые полости гидроцилиндров, ограничивают скорость опускания отвала.

    В напорной колодке установлен клапан управления 20 для открытия при давлении более 3,0 МПа в магистрали штоковой полости гидроцилиндров гид-розамка 15, который разгружает распределитель, направляя часть РЖ из порш-невой магистрали на слив напрямую в секцию бака при подъеме отвала.

    Штуцер «в» предназначен для подсоединения контрольно-измеритель-ного оборудования к штоковой, а штуцер «г» – к поршневой магистрали гидро-цилиндров отвала.

    При включении джойстиком второй, третьей, пятой секций РЖ направля-ется к муфтам 24, 26, 23 соответственно свободных пар гидровыводов – предна-значенных для подключения дополнительного гидравлического оборудования.


    -71

    При включении джойстиком четвертой секции распределителя РЖ направляется по рукавам высокого давления в соответствующие полости гид-роцилиндра рыхлителя 28.

    При включении джойстиком второй секции распределителя для натяже-ния гусениц РЖ от муфт 24 (обязательное подключение) под давлени-ем (8+1) МПа, поддерживаемым встроенным в секцию клапаном, направляется через муфты 21, подсоединенные рукавами 22, по рукавам высокого давления и трубкам через гидрозамки 10 в поршневые полости гидроцилиндров 9 и через колодки 5 в пневмогидроаккумуляторы 3, для ослабления гусениц – в штоко-вые полости гидроцилиндров и управляющие полости гидрозамков. Вытесняе-мая РЖ из магистралей направляется через распределитель в секцию бака.

    Гидрозамки свободно пропускают РЖ в поршневую магистраль гидроци-линдров, а выпускают при подаче РЖ в штоковую магистраль, необходимы для запирания РЖ в поршневых полостях гидроцилиндров при работе трактора.

    Колодки 5 регулируют поступление РЖ в пневмогидроаккумуляторы для обеспечения необходимой жесткости механизма натяжения (предотвращающей ослабление гусениц при включении заднего хода, резкого торможения и т.д.). Каждая колодка включает:

    • клапан управления 4, перекрывающий магистраль при резком повыше-нии давления РЖ более 3 МПа в поршневой полости гидроцилиндра;

    • дроссель, создающий дополнительное сопротивление в магистрали, обеспечивающее срабатывание клапана управления;

    • предохранительный клапан 6, открывающий магистраль в обход клапа-на управления и дросселя при давлении РЖ более 22 МПа;

    • штуцер «а», предназначенный для подсоединения контрольно-измерительного оборудования и контроля давления РЖ перед колодкой, шту-цер «б» – перед пневмогидроаккумулятором.

    Пневмогидроаккумулятор является упругим элементом гидравлического контура (амортизирующем устройством), заряжен азотом на давление (8+0,5) МПа, за счет давления газа обеспечивает постоянное натяжение гусениц и защищает


     

    узлы механизма натяжения гусениц (шток гидроцилиндра, ось направляющего колеса) от перегрузок при попадании в гусеничный движитель посторонних предметов и внешнем воздействии на подвеску при преодолении препятствий.

    Для подачи РЖ в гидроцилиндры гидрораскоса отвала предусмотрены две передние пары гидровывадов с муфтами 2, соединенными трубками и ру-кавам высокого давления с муфтами 27, закольцованными рукавами 25 на муфты 26 третьей секции распределителя.

    Маслозакачиваючий насос 29 прокачивает заправляемую РЖ через слив-ной фильтр, предназначен для заправки и дозаправки секции бака гидросисте-мы, проводимой в соответствии с 4.3.9.1.


  11. ГСП механизма поворота


    ГСП представляет собой гидравлическую систему, в основном контуре которой РЖ под давлением от регулируемого аксиально-поршневого насо-са 1 (рисунок 2.10), приводимого от редуктора на корпусе сцепления, под дав-лением поступает в гидромотор 5 и приводит его вал во вращение. Направление и количество РЖ задается положением рулевого колеса через серворегулятор 2. От гидромотора РЖ возвращается напрямую к насосу, при этом часть РЖ вы-водится из контура для обеспечения благоприятного температурного режима работы гидросистемы и очистки контура от продуктов приработки и износа.

    Насос подпитки 3 героторного типа постоянной производительности пред-назначен для пополнения РЖ в основном контуре и питания серворегулятора.

    РЖ из секции бака ГСП 9 засасывается насосом подпитки и направляется под давлением через фильтр тонкой очистки 11 к аксиально-поршневому насо-су и серворегулятору.

    Фильтр тонкой очистки очищает РЖ от загрязнений, имеет электровизу-альную сигнализацию, подающую сигнал на блок контрольных ламп и предо-хранительный клапан, направляющий РЖ при засорении фильтроэлемента напрямую к аксиально-поршневому насосу.


    -73


    image


    1 – аксиально-поршневой насос; 2 – серворегулятор; 3 – насос подпитки; 4 – раз-ветвитель; 5 – гидромотор; 6 – радиатор ГСП с вентилятором; 7 – фильтр грубой очистки РЖ; 8 – сетчатый фильтр; 9 – секция бака ГСП; 10 – перепускной клапан; 11 – фильтр тонкой очистки РЖ

    Рисунок 2.10 – Оборудование ГСП


    Выведенная из основного контура РЖ, а также излишки РЖ от насоса подпитки поступают к перепускному клапану 10, который направляет РЖ через радиатор ГСП 6 и фильтр грубой очистки 7, разветвитель 4 и сетчатый фильтр 8 в секцию бака.

    На перепускном клапане установлены:

    • датчик, включающий вентилятор, установленный на радиаторе ГСП, при температуре РЖ более 77 °С;

    • датчик аварийной температуры РЖ в гидросистеме, подающий сигнал на блок контрольных ламп;

    • предохранительный клапан, направляющий РЖ при превышении кри-тического давления напрямую к разветвителю в обход радиатора.

    РЖ от серворегулятора поступает напрямую к разветвителю.

    Серворегулятор представляет собой гидроусилитель поворота рулевого колеса и предназначен для регулирования направления и количества РЖ в ос-новном контуре. Количество подачи РЖ также зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя.


     

    Поворот рулевого колеса 1 (рисунок 2.11) из исходного положения в лю-бую сторону через рулевую колонку 2 передается редуктору 3. В редукторе вал-шестерня перемещает рейку в продольном направлении, которая посредством тяг 6, 8 и рычага 7, воздействует на рычаг 9 серворегулятора 10.

    image

    1 – рулевое колесо; 2 – рулевая колонка; 3 – редуктор; 4 – нульустановитель; 5 – стопорное устройство; 6, 8 – тяга; 7, 9 – рычаг; 10 – серворегулятор

    Рисунок 2.11 – Привод управления серворегулятором


    При нахождении рычага серворегулятора в центральном положении акси-ально-поршневой насос не производит подачу РЖ, а гидромотор находится в заторможенном положении.

    Нульустановитель 4 удерживает рулевое колесо в исходном положении, соответствующим прямолинейному движению трактора.


    -75

    Стопорное устройство 5 предназначено для блокировки рулевого колеса в исходном положении для исключения возможности поворота трактора при слу-чайном воздействии на рулевое колесо при работающем двигателе.


  12. Рабочее оборудование трактора БЕЛАРУС 1402


    1. Прямой отвал


      Прямой отвал представляет собой сварную конструкцию, состоящую из лобового листа 1 (рисунок 2.12) криволинейного профиля, к которому приваре-ны пояса жесткости и косынки, кронштейны для подсоединения раскосов, гид-роцилиндров и толкающих брусов. Ножи 2, предназначенные для срезания грунта, крепятся к лобовому листу болтовыми соединениями, обеспечивающи-ми их замену или перестановку при изнашивании кромки.

      image

      1 – лобовой лист; 2 – нож; 3 – щека; 4, 5 – раскос; 6 – гидрораскос; 7 – шарнир; 8 – толкающий брус; 9 – подножка; 10 – полусфера

      Рисунок 2.12 – Прямой отвал


      Торцы прямого отвала закрыты боковыми щеками 3 для снижения потерь грунта при его транспортировании. Проушины, размещенные в щеках предна-значены для зачаливания краном. Козырек, являющийся верхней частью лобо-вого листа, препятствует пересыпанию грунта через верхнюю кромку отвала и улучшает формирование призмы волочения грунта.


       

      Толкающие брусы 8 шарнирно соединены с цапфами трактора разрезны-ми полусферами 10. Шарниры 7 позволяют поворачиваться толкающим брусам в вертикальной и горизонтальной плоскостях при перекосе отвала, а раскосы 5 обеспечивают устойчивость и равномерно передают поперечные нагрузки.

      Раскос 4 служит для механического изменения угла резания ножей.

      Гидрораскос 6 при выдвижении штока гидроцилиндра поворачивает отвал в поперечной плоскости вправо (по часовой стрелке) на угол до 10° от среднего положения, при втягивании – влево на тот же угол, и облегчает врезание отвала в прочный грунт, сохраняет требуемое положение отвала на косогоре, позволяет корректировать прямолинейность движения трактора при наборе или перемеще-нии грунта.

      Для безопасной посадки в трактор или высадки на толкающих брусах приварено рифление в виде подножек 9.


    2. Рыхлитель, жестко закрепленная скоба


      Рыхлитель состоит из опорной рамы 3 (рисунок 2.13), гидроцилиндра 2, жестко закрепленного зуба 5 со сменным литым наконечником 4.

      image

      1 – рукав; 2 – гидроцилиндр; 3 – опорная рама; 4 – наконечник; 5 – зуб; 6 – стра-ховочная цепь; 7 – жестко закрепленная скоба; 8 – нижний кронштейн; 9 – верх-ний кронштейн

      Рисунок 2.13 – Рыхлитель и жестко закрепленная скоба


      -77

      Гидроцилиндр подсоединяется рукавами 1 непосредственно к четвертой секции распределителя гидросистемы трактора, обеспечивает подъем, опуска-ние с принудительным заглублением и фиксацию зуба в определенном рабочем положении.

      Страховочные цепи 6 предназначены для фиксирования рыхлителя в под-нятом положении при переездах трактора.

      Опорная рама и гидроцилиндр, а также жестко закрепленная скоба 7 при-соединяются к нижнему кронштейну 8, установленном с верхним кронштей-ном 9 на фланцах 7 (рисунок 2.1) рамы.

      Описание, особенности использования жестко закрепленной скобы приве-дены в 3.6.1.


  13. Кабина трактора БЕЛАРУС 1402


    Кабина представляет собой каркасную конструкцию, выполненную из труб и фасонных профилей, формирующих дверные и оконные проемы.

    Кабина соответствует обеспечивает защиту оператора от пыли, но не от аэрозолей и испарений.

    Благоприятный микроклимат поддерживается климатической установкой или отопителем (комплектация трактора по заказу потребителя) с обеспечением принудительной циркуляции воздуха.

    Вентиляторы 16 (рисунок 2.14) климатической установки засасывают свежий воздух снаружи через четыре фильтра 18, прокачивают через радиаторы отопителя-охладителя 13 и выбрасывают в кабину через дефлекторы 14, встро-енные в потолочную панель 11.

    Фильтры предназначены для очистки воздуха от различных примесей, встроены в панель крыши 19 и закрыты защитной сеткой 17.

    При открытии рециркуляционных заслонок 21 (устанавливаются по зака-зу) вентиляторы засасывают из кабины часть воздуха, проходящего между па-нелями крыши 19 и кабины 20. При этом понижение (повышение) температуры воздуха в кабине осуществляется наиболее быстро путем многократного про-


     

    хождения через отопитель-охладитель внутреннего воздуха, температура кото-рого ниже (выше), чем наружного.

    Забор и циркуляция воздуха вентиляторами 5 (рисунок 2.15) отопителя аналогичны климатической установке.

    Естественная вентиляция осуществляется через боковые и заднее откры-вающиеся стекла и люк в крыше. Стекла кабины – безрамочные, закаленные, имеют гнутую форму. Фиксация осуществляется:

    • боковых стекол в открытом и закрытом положении – фиксатором;

    • заднего стекла в закрытом положении – замком, в открытом – двумя пневмоподъемниками;

    • люка в закрытом положении – зацепом, в открытом – двумя пневмо-подъемниками. Возможен вариант фиксации в открытом и закрытом положе-нии фиксатором.

    Двери открываются назад, что облегчает доступ на рабочее место опера-тора. Закрывание и открывание дверей, а также их блокирование в закрытом положении, осуществляется замками. В открытом положении двери фиксиру-ются пневмоподъемниками. Уплотнители, установленные на стеклах, обеспе-чивают плотное прилегание дверей к каркасу, их бесшумное открывание и за-крывание.

    Для очистки и обмыва лобового и заднего стекол установлены два элек-трических стеклоочистителя и стеклоомыватель.

    В кабине установлено подрессоренное, регулируемое по весу и росту оператора сиденье. Сиденье имеет механическую подвеску, состоящую из двух спиральных пружин кручения и газонаполненного амортизатора двухсторонне-го действия. Направляющий механизм типа «ножницы» обеспечивает строго вертикальное перемещение сиденья. Для обеспечения безопасности работы оператора сиденье оснащено ремнем безопасности.

    В кабине предусмотрены места для установки огнетушителя, аптечки и термоса.


    -79

    1. Климатическая установка трактора БЕЛАРУС 1402


      Климатическая установка состоит из кондиционера и контура отопления. При включении кондиционера регулятором охлаждения воздуха 2 (рису-

      нок 1.11) срабатывает электромагнитная муфта, соединяющая шкив ременной передачи 5 (рисунок 2.14) с приводным валом компрессора 8.

      Компрессор сжимает хладагент, находящийся в газообразном состоянии, после чего газ нагревается и подается в конденсатор 3.

      Защитные рукава 6 защищают магистрали кондиционера от повреждений и нагретых частей двигателя.

      В конденсаторе сжатый нагретый хладагент охлаждается (отдает тепло потоку воздуха, проходящего через конденсатор) и переходит в жидкое состоя-ние, далее поступает из конденсатора в фильтр-осушитель 1, отфильтровываю-щий влагу и продуты износа компрессора, металлические частицы и прочий мусор.

      Датчик давления 2, установлен на фильтре-осушителе, контролирует дав-ление хладагента в контуре и отключает компрессор посредством электромаг-нитной муфты при давлении более 2,8 МПа или менее 0,18 МПа.

      После очистки в фильтре-осушителе, хладагент через быстроразъемное соединение 9, предназначенное для разъединения замкнутой системы при де-монтаже кабины, поступает к расширительному клапану 12.

      Расширительный клапан поддерживает давление в контуре (жидкое со-стояние хладагента), а также регулирует поток хладагента в радиаторе отопите-ля-охладителя 13 для поддержания равномерного охлаждения.

      Поступающий из расширительного клапана в радиатор отопителя-охладителя хладагент за счет падения давления расширяется, переходит газо-образное состояние, охлаждается и охлаждает воздух, проходящий через радиа-тор. В местах радиатора, где температура ниже точки росы, происходит кон-денсация, при которой часть водяных паров, а также различного вида примеси воздуха осаждаются. Образованный конденсат (влага) отводится через труб-ки 10. Таким образом воздух охлаждается, осушается и очищается.


       


      image

      1 – фильтр-осушитель; 2 – датчик давления; 3 – конденсатор;4 – запорный кран; 5 – ременная передача; 6 – защитные рукава; 7 – водяной насос; 8 – компрессор; 9 – быстроразъемные соединения; 10 – трубка отвода конденсата; 11 – потолочная панель; 12 – расширительный клапан и термостат; 13 – отопитель-охладитель; 14 – дефлекторы; 15 – кран контура отопления; 16 – вентиляторы; 17 – защитная сетка; 18 – фильтры; 19 – панель крыши; 20 – панель кабины; 21 – рециркуля-ционные заслонки

      Рисунок 2.14 – Климатическая установка


      Далее газообразный хладагент выходит из отопителя-охладителя и вновь засасывается компрессором для возобновления цикла.


       

      При достижении хладопроизводительности, заданной регулятором охла-ждения воздуха, термостат через электромагнитную муфту отсоединяет при-водной вал компрессора – шкив ременной передачи вращается вхолостую.

      При открывании крана контура отопления 15 часть ОЖ из системы охла-ждения двигателя под давлением, создаваемым водяным насосом 7, подается из блока цилиндров через запорный кран 4 в радиатор отопителя-охладителя и нагревает проходящий через него воздух.

 

 

 

 
  1. П р и м е ч а н и е – Контур отопления эффективно работает при тем-пературе ОЖ в системе охлаждения двигателя более 75°С.


  2. Отопитель трактора БЕЛАРУС 1402


    При включении отопителя открыванием крана контура отопле-ния 1 (рисунок 2.15) часть ОЖ из системы охлаждения двигателя под давлени-ем, создаваемым водяным насосом 7, подается из блока цилиндров в радиатор 3 отопителя.

    image

    1 – кран контура отопления; 2 – кожух; 3 – радиатор; 4 – дефлекторы; 5 – вентиля-тор; 6 – потолочная панель; 7– водяной насос

    Рисунок 2.15 – Отопитель


     

    Воздух, нагнетаемый двумя вентиляторами 5 через радиатор, нагревается и выбрасывается в кабину через дефлекторы 4, встроенные в потолочную па-нель 6.

    П р и м е ч а н и е – Отопитель эффективно работает при температуре ОЖ в системе охлаждения двигателя более 75°С.

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  ..