ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАКТОРА В РАЗЛИЧНЫХ
КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Трактор требует специальной подготовки для работы при низких
температурах.
Особенности зимней эксплуатации тракторов К-701, К-700А (Кировец)
Для обеспечения бесперебойной работы трактора в зимних условиях
своевременно замените летние сорта масла и топлива на зимние согласно
таблице смазки.
При температуре ниже —10 °С перед пуском прогрейте дизель с помощью
системы предпускового подогрева.
После пуска дизеля, прежде чем тронуться с места:
— дайте дизелю проработать в течение 5 мин, постепенно увеличивая
частоту вращения выходного вала дизеля;
— трогание с места производите лишь после прогрева охлаждающей жидкости
дизеля не ниже чем до 40—50 °С;
— при температуре окружающего воздуха ниже —20 °С убедитесь в нормальной
работе гидравлической системы управления поворотом, для чего произведите
на месте несколько поворотов в обе стороны;
— сделайте попытку тронуться с места с отключенным задним мостом;
— если предполагается работа с гидросистемой навесного устройства, то
подготовьте ее к работе. Для этой цели проработайте 3—4 мин, постепенно
повышая частоту вращения коленчатого вала дизеля, затем произведите
несколько включений системы на „Подъем” и „Опускание принудительное” и
убедитесь в нормальной работе системы.
Поддерживайте батареи в заряженном состоянии, не
допуская разрядки их более чем на 50 % летом и 25 % зимой.
Аккумуляторные батареи снимайте с трактора в следующих случаях:
а) при температуре окружающего воздуха от —25 до —30 °С с перерывом в
работе трактора более суток;
б) при температуре окружающего воздуха ниже —30 °С с перерывом в работе
трактора более 10 ч. Батареи храните в помещении, имеющем температуру не
ниже — 10°С и не выше +20 °С. Снятые аккумуляторные батареи предохраните
от попадания грязи и металлических предметов на клеммы и места
электрических соединений.
Для эффективного обдува стекол кабины установите вентилятор водителя на
панель щитка приборов, откройте кран подвода охлаждающей жидкости от
дизеля на радиатор отопителя, после чего убедитесь в нормальной
циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор отопителя.
Периодически протирайте коллектор стартера и контактные кольца
генератора чистой тряпкой, смоченной бензином, так как попадающая на
коллектор и кольца смазка застывает и нарушает контакт щеток с ними.
Перед началом работы проверьте срабатывание предохранительного клапана
пневмосистемы.
В конце смены слейте отстой из топливных баков и фильтров, конденсат из
воздушных баллонов и полностью заправьте топливные баки топливом.
Подогрев и пуск дизеля при низких температурах
Подготовку дизеля к запуску при температуре ниже —10 °С производите
следующим образом:
— убедитесь, что подача топлива в горелку перекрыта маховичком 4 (рис.
72);
— убедитесь, что вал нагнетателя свободно проворачивается за крыльчатку
4 вентилятора.
Внимание! Запрещается запускать систему обогрева, не слив из котла
скопившееся топливо;
— проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном баке;
— откройте топливный кран, включите „массу”, затем включите
переключателем 3 (см. рис. 5) свечу накаливания на 1—3 мин. Во избежание
разрядки аккумуляторных батарей не рекомендуется держать свечу во
включенном состоянии более 3 мин;
— откройте подачу топлива, повернув маховичок горелки против часовой
стрелки на одну треть или на пол-оборота. После воспламенения топлива в
камере горелки закройте подачу топлива. Если топливо не воспламенилось
от свечи накаливания в течение 2—4 с, немедленно перекройте подачу
топлива маховичком. Включите снова свечу накаливания и повторите
предыдущие операции.
Примечание. Нели топливо в топливном бачке отсутствует и не поступает в
горелку, подкачайте его ручным топливоподкачивающим насосом из кабины
трактора.
После образования устойчивого пламени в горелке вторично откройте подачу
топлива поворотом маховичка на пол-оборота, переведите ручку
переключателя 3 на питание электродвигателя;
— отрегулируйте подачу топлива маховичком на режим бездымного горения;
- при достижении температуры охлаждающей жидкости не ниже 80 °С закройте
подачу топлива маховичком, перекройте топливный кран, выключите
нагнетатель и после 1—2 мин выдержки запустите дизель. Если дизель не
запускается со второй попытки, включите нагнетатель и продуйте
пространство котла, произведите повторный прогрев в
том же порядке, после чего повторите пуск дизеля;
— закройте крышки нагнетателя и выхлопного патрубка, пробку на горелке.
При температуре окружающего воздуха —15 °С и ниже пуск дизеля
производите, предварительно отключив коробку передач от дизеля, для чего
переведите рычаг на редукторе привода насосов вперед до упора по ходу
трактора, прогрейте дизель и заглушите его. Соедините коробку передач с
дизелем путем перевода рычага на редукторе назад по ходу трактора и
запустите дизель.
Примечание. Подогрев топлива включайте при температуре окружающего
воздуха ниже -30°С за 1—2 мин, а при температуре -40 °С за 3 мин до
пуска системы подогрева. После пуска системы подогрева подогрев топлива
выключите.
Включение спирали „Подогрев топлива” более чем на 3 мин приводит к
выходу ее из строя. При неисправной свече накаливания воспламенение
топлива производите с помощью факела, вводя его через смотровое
отверстие.
В исключительных случаях при отсутствии охлаждающей жидкости То-сол А-40
допускается кратковременная эксплуатация дизеля на антифризе марки 40
или чистой воде. В этом случае при подготовке дизеля к пуску выполните
следующие операции:
— подготовьте воду (см. „Обслуживание системы охлаждения”);
— откройте контрольную пробку 5 (см. рис. 20), чтобы убедиться в
отсутствии ледяных пробок;
— произведите пуск системы подогрева;
— при достижении устойчивого горения залейте 7—10 л воды до появления ее
из контрольного отверстия. Промедление с первоначальной заправкой более
двух минут может привести к прогару котла;
— заверните контрольную пробку и продолжайте заправку водой и прогрев
дизеля;
— по окончании работы вода должна быть слита через кран, расположенный
на котле подогрева дизеля ЯМЗ-240БМ дополнительно на трубе к насосу;
— при сливе следите, чтобы вода не замерзла в кранах. После полного
слива воды включите электродвигатель нагнетателя на 5—10 с для полного
удаления остатков воды из нагнетателя.