ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И СХЕМА СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАКТОРА
Т-25
Силовая передача, или трансмиссия, объединяет узлы и механизмы трактора,
при помощи которых крутящий момент передается от двигателя к ведущим
колесам.
Механизмы силовой передачи обеспечивают также отключение работающего
двигателя при остановке трактора, изменение скорости и направления
вращения ведущих колес, отбор мощности двигателя для привода других
машин и механизмов.
Силовая передача состоит из муфты сцепления, коробки передач,
центральной передачи, дифференциала и конечных передач.
Основная часть механизмов силовой передачи трактора Т-25 размещена в
общем картере и называется главной передачей. В нее входят: коробка
перемены передач, механизм для изменения направления движения (механизм
реверса), центральная передача с удвоителем, узел дополнительных
(пониженных) передач и механизм дифференциала. Схема силовой передачи
трактора показана на рис. 49. Модули и числа зубьев шестерен силовой
передачи даны в таблице (стр. 61).
Крутящий момент от двигателя к ведущим колесам
трактора передается так. Коленчатый вал 1 двигателя связан с первичным
валом 7 главной передачи через муфту сцепления 2 и соединительную муфту
6. Коническая шестерня Z5 первичного вала главной передачи находится в
постоянном зацеплении с двумя коническими шестернями Z6, свободно
вращающимися на зубчатой втулке промежуточного вала 9. Конические
шестерни имеют зубчатые венцы Z25, каждый из которых может быть соединен
подвижной муфтой с зубчатой втулкой Z24, закрепленной на промежуточном
валу.
Комплект конических шестерен с подвижной зубчатой муфтой и сопрягаемыми
деталями называют механизмом для изменения направления вращения, или
механизмом реверса. В зависимости от того, какая из конических шестерен
будет соединена с промежуточным валом, он будет вращаться в том или
другом направлении, а трактор соответственно будет двигаться вперед
(включена правая коническая шестерня) или назад (включена левая
коническая шестерня).
Скорости движения трактора при постоянных оборотах коленчатого вала
двигателя изменяют переключением подвижных шестерен промежуточного вала
9 и главного вала 10 при выключенной муфте сцепления.
На промежуточном валу 9 расположены три подвижные (ведущие) шестерни Z7,
Z9, Z11. С промежуточного вала вращение передается
на главный вал 10 через какую-либо подвижную
шестерню, соединяющуюся с одной из ведомых шестерен Z8, Z10, Z12,
неподвижно закрепленных на главном валу.
Так как ведущие и ведомые шестерни имеют разное число зубьев, то в
зависимости от того, какая из трех пар шестерен находится в зацеплении,
главный вал будет вращаться с различным числом оборотов при постоянном
числе оборотов промежуточного вала и соответственно трактор будет
двигаться с тремя различными скоростями переднего или заднего хода.
Дальнейшее увеличение числа передач трактора до
шести передач переднего или заднего хода достигают при помощи
центральной передачи с удвоителем. Этот механизм состоит из подвижной
шестерни Z13 с зубчатой муфтой Z26, шестерни постоянного зацепления Z15,
выполненной заодно с зубчатой муфтой Z27, и двух зубчатых венцов Z14 и
Z16 закрепленных на корпусе дифференциала. Шестерня Z15 свободно
вращается на втулке, закрепленной на главном валу, и находится в
постоянном зацеплении с зубчатым венцом Z16.
Подвижную шестерню Z13 вводят в зацепление либо непосредственно с
зубчатым венцом Z14 корпуса дифференциала, либо при помощи муфты Z26 с
зубчатой муфтой Z27 шестерни постоянного зацепления Z15. При этом
шестерня Z15 начинает вращаться заодно с главным валом и
через зубчатый венед Z16 передавать вращение на
корпус дифференциала 13.
Шестерня Z13 имеет меньшее число зубьев, чем
шестерня Z15, а у зубчатого венца Z14 больше зубьев, чем у венца Z16.
Поэтому при одном и том же числе оборотов главного вала число оборотов
корпуса дифференциала будет меньше, когда вращение передается через пару
шестерен Z13 (замедленный ряд передач),
и больше, когда вращение передается через пару шестерен Z15 и Z16
(ускоренный ряд передач).
Вместе с корпусом дифференциала вращаются ось с сателлитами Z17 и
находящиеся в зацеплении с ними конические полуосевые шестерни Z18.
Соединенные с коническими шестернями дифференциала полуоси 14 (валы
ведущих шестерен бортовых передач) передают вращение к ведущим колесам
16 через шестерни Z19 и Z20.
Наличие шести передач позволяет эффективно использовать трактор на
различных работах, повышая, при необходимости, силу тяги при меньшей
скорости движения, или, наоборот, увеличив скорость движения при меньшей
силе тяги.
В главной передаче трактора Т-25 предусмотрены также две дополнительные
пониженные скорости переднего хода. Эти скорости нужны для выполнения
сельскохозяйственных операций, требующих небольших скоростей, например
для работы с рассадопосадочными машинами. Для получения дополнительных
скоростей служит пара шестерен Z3 и Z4 постоянного зацепления. Вращение
нижнего приводного вала 17 передается через пару конических шестерен Z21
и Z22, находящихся в постоянном зацеплении, на подвижную шестерню Z23.
Для включения дополнительной (пониженной) передачи шестерню Z23 вводят в
зацепление с ведомой шестерней Z12 на главном валу. Далее вращение
передается через подвижную шестерню удвоителя на дифференциал и бортовые
передачи. В зависимости от положения шестерни удвоителя может быть
включена I или II дополнительная передачи. Движение трактора при этом
возможно только вперед, так как передача вращения от двигателя к ведущим
колесам минует конические шестерни механизма реверса.
При помощи тормозных шкивов 12, установленных на валах ведущих шестерен
бортовых передач, трактор останавливают. Притормаживая одну полуось,
осуществляют крутой поворот.
В силовой передаче трактора предусмотрен отбор мощности от двигателя
через кожух муфты сцепления, полый вал 3 и шестерни
постоянного зацепления Z1 и Z2 для привода шестеренчатого насоса 5
гидравлической системы трактора.
Для привода различных машин и орудий на конец промежуточного вала
устанавливают шкив 8. От приводного валика дополнительной передачи
получает вращение вал 15 отбора мощности.
Схема положения шестерен и передача вращения при включении передач
показана на рис. 50.
Рис. 50. Схема положения шестерен главной передачи
при включении передачи:
а — первая передача; б — вторая передача; в — третья передача; г —
четвертая передача; д — пятая передача; е — шестая передача; ж — первая
дополнительная передача, и — вторая дополнительная передача; 1 —
первичный вал;
2 — механизм реверса; 3 — промежуточный вал;
4 — главный вал; 5 — корпус дифференциала;
6 — подвижная шестерня удвоителя; темной стрелкой показана передача
вращения на прямом ходе, светлой — передача вращения на реверсивном
ходе,