Искусство чистить и
стирать (О.Я. Гойхман) - 1982 год
Рассказывается о химической чистке одежды и стирке
белья. Читатель получит представление о современном состоянии этих видов
услуг и перспективах их развития, ознакомится с сутью технологических
процессов и конструктивными особенностями оборудования.
Особое место отводится основным специальностям предприятий химчистки и
прачечных, возможностям творческого роста работников этих профессий.
Для профессиональной ориентации молодежи, перед которой стоит вопрос,
какую выбрать специальность.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ты готовишься, читатель, вступить в самостоятельную
трудовую жизнь. Перед тобой открыты проходные тысяч и тысяч заводов,
фабрик, ателье, распахнуты двери сотен ПТУ и техникумов. Огромное
количество профессий разных и заманчивых. Выбрать же предстоит одну.
Именно ту, которая тебе по душе и которая станет твоим призванием. Выбор
труден, а ошибиться легко. Поскольку на данный момент ты знаком с
производством, в основном, по редким экскурсиям на предприятия (увы! не
на те, куда ты хотел бы, а на которые удалось попасть) или по рекламным
проспектам.
И вот, наконец, ты почти выбрал нечто красиво и многозначительно
звучащее. Однако недаром гласит народная пословица: семь раз отмерь,
один раз отрежь. Нередко нужное наоборот в том, что на первый взгляд
кажется незначительным.
Для примера хочу задать тебе вопрос. Как по-твоему, вывести пятно на
брюках или сорочку выстирать — просто?
Предчувствую улыбку, особенно на лицах девушек: что может быть проще,
чем вывести пятно или устроить постирушку! Не торопись улыбаться,
читатель. Вопрос этот только поначалу легкий, на самом деле он очень
каверзный. Прочти эту небольшую книжку, и ты узнаешь
о таких тонкостях профессий химической чистки, крашения одежды и стирки
белья, о которых, уверен, ты и не подозревал.
Признаться, и сам я не догадывался, до какой степени нужны нам и сложны
технологически эти виды услуг, предлагаемые службой быта. Но не так
давно на отдыхе я встретился с двумя оригинальными людьми. Один из
них оказался директором фабрики химчистки, другой — директором
фабрики-прачечной. Не буду называть здесь их имена, скажу только, что
оба они молодые, напористые. Впрочем, для службы быта это явление
нередкое, когда предприятия возглавляет молодежь.
Как оказалось, директор фабрики-прачечной начинал свою трудовую
биографию с гладильщика, потом освоил профессию стирального мастера.
Работал ударно, по-комсомольски. И когда решали, кого из рабочих
направить на учебу в институт, коллектив фабрики единодушно выдвинул
его. Пять лет учебы пронеслись быстро, и он вернулся на фабрику, но уже
главным технологом. Еще два года — и он руководитель предприятия.
Директор фабрики химчистки после восьмилетки поступил в Московский
химико-технологический техникум, окончил его с отличием и получил
распределение мастером смены на эту фабрику. Через год сдал
вступительные экзамены на заочное отделение Московского технологического
института бытового обслуживания по специальности «Машины и аппараты
легкой промышленности». Это было его мечтой — учиться в том самом вузе,
который расположен прямо напротив техникума, на одной улице. А
директором его назначили почти сразу же после получения диплома
инженера. Сейчас он всерьез подумывает о заочной аспирантуре.
Почти все дни, что мы провели вместе, шел непрестанный спор о том, где
лучше трудиться — в химчистке или в прачечной. Спорили горячо, приводили
цифры и факты, случаи из практики, делились опытом.
Меня они при этом брали в .арбитры, чтобы я рассудил, кто из них прав. Я
был свидетелем всех их споров, задавал вопросы, вникал.
И об этом я решил написать книжку. Прочти ее внимательно, читатель, и
попробуй сам разобраться, что привлекательнее — химчистка или прачечное
хозяйство. А когда разберешься, то, возможно, выберешь для себя
интересную на твой взгляд профессию, посвятишь ей себя и достигнешь в
дальнейшем вершин мастерства,