Подвижной состав ж/д транспорта на строительных
работах
На строительных работах применяют подвижной состав железнодорожного
транспорта разнообразного характера. Широко используют универсальный
подвижной состав общего назначения — крытые вагоны, полувагоны
(гондолы), платформы и специализированный подвижной состав,
предназначенный для перевозки определенного вида грузов.
Наиболее распространенными типами подвижного состава нормальной колеи
для строительных работ являются: универсальная двухосная платформа
грузоподъемностью 16,5—20 т и четырехосная платформа на двух двухосных
поворотных тележках грузоподъемностью от 40 до 95 т.
Для насыпных грузов применяют саморазгружающиеся платформы — думпкары:
а) с ручным опрокидыванием, двухосные, грузоподъемностью 20 т;
б) с пневматическим опрокидыванием, четырехосные, грузоподъемностью
40—60 т. Угол опрокидывания при разгрузке 48—52°.
По способу открытия борта различают думпкары с откидывающимся и с
поднимающимся бортам. Думпкары с пневматическим опрокидыванием могут
разгружаться на обе стороны от оси разгрузочного пути как по одному
вагону, так и одновременно группой вагонов или всем составом.
Для управления разгрузкой устанавливают краны; один из них служит для
впуска сжатого воздуха в пневматические цилиндры, штоки которых
поднимают кузов в положение разгрузки, а другой кран — для опускания
кузова.
Прогрессивным видом транспорта являются находящиесй в стадии
экспериментов самоходные думпкары, соединяющие в себе преимущества
автосамосвала и вагона. Преимуществом самоходных думпкаров является
также возможность преодолени я ими крутых подъемов, что позволяет
применять их на карьерах и на открытых горных разработках, уменьшает
объем ‘подготовительных работ и сокращает протяженность путей.
По сравнению с автосамосвалами самоходные думпкары имеют большую
относительную грузоподъемность, меньшую удельную мощность двигателей и
меньшие затраты энергии на 1 г перевозимого материала. Они просты ,по
устройству и могут работать как в виде отдельных единиц, так и составами
из прицепных (несамоходных) думпкаров с приводом от головного
(самоходного) думпкара. Силовое оборудование самоходных думпкаров может
быть электрическим или дизельным и рассчитывается на максимальный подъем
пути при минимальной скорости.
Для перевозки особенно громоздких и тяжелых грузов, как например,
трансформаторов, роторов, генераторов, турбинных колес и т. п.,
применяют специальные платформы — транспортеры грузоподъемностью от 50
до 300 т, с числом осей до 12 и более.
Для перевозки цемента и других порошкообразных грузов железнодорожным
транспортом используют контейнеры грузоподъемностью 1—6 т,
устанавливаемые на железнодорожные платформы, а также на обычные крытые
и специальные саморазгружающиеся вагоны — цементовозы с вертикально
расположенными резервуарами или бункерного типа грузоподъемностью 60 г с
разгрузкой цемента под вагон через течки.
Прирельсовые склады для разгрузки таких вагонов должны быть оборудованы
механизированными приемными устройствами, расположенными под
железнодорожными путями.
В качестве локомотивов на строительных железнодорожных путях используют
паровозы, тепловозы и электровозы.
Паровозы применяют бестендерного типа — так называемые танк-паровозы,
имеющие запасы воды и топлива. Паровозы такого типа при движении могут
вписываться в крутые кривые с наименьшим радиусом 50 м.
В настоящее время паровозная тяга является отживающей.
Мотовоз (рис. 4) представляет собой тепловоз малой мощности—до 220 кет
(300 л. с). Для реверсирования движения имеется коробка передач. У
мотовозов обычно все оси ведущие, и, следовательно, их вес является
сцепным. По сравнению с паровозами мотовозы имеют более высокий к. п.-
д., более просты в использовании, требуют меньше обслуживающего
персонала и не нуждаются в частом пополнении водой и топливом. Некоторые
типы мотовозов имеют ходовое оборудование в виде поворотных тележек и
легко вписываются в крутые кривые наименьшим радиусом 10 м.
Электровозы (рис. 5) получают питание (постоянный ток) от внешней
электросети или от аккумуляторов, установленных на самом локомотиве. Ток
подводится к тяговым электродвигателям, которые вращают колесные пары
посредством зубчатой передачи. В тяговую электросеть постоянный ток
подается от тяговых подстанций, преобразующих подводимый переменный ток
высокого напряжения.