ФЕХТОВАНИЕ НА РАПИРАХ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Глава седьмая


ФЕХТОВАНИЕ НА РАПИРАХ


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ


Фехтование на рапирах производится легко управляемым ору­жием и, сравнительно с другими видами фехтования, менее утоми­тельно. Основанное на уколах оружием в ограниченную правилами часть тела и на защитах от них, фехтование на рапирах создает благо­приятные условия для обороны и затрудняет наступление. Чтобы добиться успеха в конечной атаке, необходимы тонкие, точные дви­жения оружием при возможно меньшей их амплитуде. Все это требует подвижного и небольшого рычага управления. В фехтовании на рапи­рах это обеспечивается движениями в суставах пальцев и лучезапястном суставе, характеризующимися большой подвижностью и быстро­той при хорошей координированности движений в плечевом и лок­тевом суставах.

При фехтовании на рапирах особенно характерно непрерывное чередование сокращения и расслабления мышц пальцев, кисти и пред­плечья. Чередующиеся сокращения и расслабления, связанные с вы­полнением отдельных приемов, обеспечивают наибольшую готов­ность нервно-мышечной системы, быстроту выполнения движения и экономность в работе. В целом же фехтование на рапирах пред­ставляет большой спортивный интерес, обогащает тактическую игру двух противников и в большой мере содействует совершенствованию быстроты, точности, тонкости мышечно-суставных ощущений и дру­гих качеств.

Фехтование на рапирах является хорошей подготовкой к эспадрону и особенно к штыку и должно быть положено в основу школы фехто­вания в детских коллективах.

Техника современного рапирного боя в основном базируется на французской, с использованием некоторых элементов итальянской школы фехтования.


УСТРОЙСТВО И ДЕРЖАНИЕ РАПИРЫ В ФЕХТОВАНИИ


Рапира является колющим, облегченным учебно-спортивным хо­лодным оружием. Существуют два типа рапиры: с поперечником на рукоятке (так называемая итальянская) (рис. 63) и без поперечника (так называемая фрагщузская) (рис. 64). Рапира состоит из клинка и гарды, рукоятки и гайки (Детальное описание см. в главе V). Ее держат в правой руке (левши — в ле­вой) всеми пятью пальцами.





Рапира без поперечника кладется рукояткой на ладонь, большой палец накладывается на выпуклую сторону рукоятки всей длиной первого сустава, слегка касаясь дна гарды. Указательный палец второй фалангой располагается с противоположной большому пальцу стороны, касаясь дна гарды. Остальные три пальца ложатся на рукоятку своими подушечками и прижимают ее к мякоти большого пальца. Рукоятка проходит по средней линии ладони, гайка над предплечьем (рис. 65).

Способ держания рапиры со скобой без поперечника аналогичен вышеуказанному. Скоба находится между указательным и средним, средним и безымянным пальцами или у мизинца. Наиболее целесообразно, с точки зрения большей подвижности работы пальцев, такое держание, когда скоба находится между указательным и средним пальцами. С точки зрения сохранения большей силы движения — между средним и безымянным пальцами (рис. 66).





Держание рапиры с поперечником таково: рапира кладется ру­кояткой на повернутую кверху ладонь, поперечник в горизонтальном положении. Большой палец накладывается сверху на верхнее наружное ребро металлической части рукоятки ниже поперечника, слегка касаясь подкладки дна гарды. Указательный и средний пальцы, проходя снизу между поперечником и гардой, накладываются вто­рым межфаланговым суставом на внутреннее ребро металлической части клинка, первым пальцем на поперечник. Остальные два пальца ложатся на рукоятку своими подушечками и прижимают ее к мякоти большого пальца, гайка — над предплечьем (рис. 67). Можно держать рапиру с поперечником иным образом, по спо­собу К. Т. Булочко: рапира кладется рукояткой на ладонь, поперечник в вертикальном положении. Большой палец накладывается на поперечную узкую металлическую часть рукоятки (ниже поперечника) и слегка упирается в подкладку дна гарды, что создает лучшее ощущение и возможность направления конца клинка. Указательный и средний пальцы, проходя снизу между поперечником и гардой, накладываются: указательный — снизу на металлическую часть рукоятки, средний — через поперечник с внутренней стороны на ру­коятку. Остальные два пальца ложатся вдоль рукоятки, прижимая ее к центру ладони. Гайка — над предплечьем (рис. 68).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..