поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ В ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ ПО ФЕХТОВАНИЮ
Общие замечания
Фехтование, как одно из средств физического воспитания детей школьного возраста, имеет место в школьных кружках физической культуры, в детских спортивных школах, ДСО, дворцах пионеров2. Детская фехтовальная школа обычно комплектуется из учащихся средней школы, имеющих хорошую успеваемость, в возрасте от 12 до 17 лет обоего пола. Желающие заниматься в фехтовальной школе проходят врачебный осмотр и испытания по специальным нормативам. Группы должны комплектоваться отдельно для мальчиков и для девочек. Исходя из возрастных особенностей растущего организма, занимающиеся делятся на три группы: младшая — 12—13 лет; средняя — 14—15 лет; старшая — 15—17 лет. Целью спортивной школы по фехтованию является подготовка на базе всестороннего физического развития будущих фехтовалыциков-рукопашников. Они должны овладеть техникой фехтования и рукопашного боя до уровня первоклассных бойцов, чтобы быть готовыми как к трудовой деятельности, так и к боевой защите нашей родины.
Задачи школы: 1) обеспечить общее оздоровление, нормальное развитие и укрепление растущего организма. Развить и усовершенствовать навыки и качества, необходимые в трудовой и оборонной деятельности, воспитать преданность родине, любовь к спорту и оружию, дисциплинированность, коллективизм, смелость, ловкость, активность, решительность, сообразительность, находчивость, быстроту ориентировки, правильность расчета своих сил и сил противника, быстроту и точность реакции и др.; 2) выработать и усовершенствовать основные прикладные двигательные навыки; 3) обеспечить подготовку и сдачу нормативов на значок БГТО и ГТО I ступени; 4) дать основные знаний по самоконтролю, гигиене, теории, методике владения холодным оружием и судейству соревнований' (по фехтованию и рукопашному бою); 5) обеспечить овладение техникой, тактикой владения холодным оружием и подготовить бойцов-фехтовальщиков не ниже III разряда и кандидата в судьи III категории; 6) подготовить групповодов для руководства младшими группами. Занятия фехтованием проводятся под постоянным контролем врача. Врачебные осмотры детей проводятся систематически: в начале, в середине и в конце каждого года обучения. Результаты осмотра сообщаются детям в специальных беседах врача.
В занятиях необходимо уделять основное
внимание общему физическому развитию,
укреплению организма, выработке
правильной осанки. Все упражнения как
гимнастического, так и специального Занятия для младшего и среднего возраста следует проводить 1—2 раза в шестидневку. Занятия со старшим возрастом можно доводить до 3 раз в шестидневку. Уроки для всех групп, в зависимости от подготовки, могут быть от 45 минут до 2 часов. Плотность урока, в зависимости от возраста занимающихся, колеблется от 40 до 80%. Дети и подростки исключительно предприимчивы и быстро перенимают и усваивают как хорошее, так и плохое. Поэтому преподаватель должен в первую очередь быть воспитателем детей и являться образцом в проведении, всех мероприятий. Помимо спортивно-технической работы по фехтованию преподаватель осуществляет систематический контроль над овладением техникой, тактикой фехтования, способствует развитию творческой инициативы у занимающихся и спортивной этики, проверяет успеваемость в учебе в школе, держит связь с родителями, способствует воспитанию патриотических чувств любви к родине, труду, Красной Армии, к коллективу, к товарищам. Добросовестное, любовное отношение преподавателя к своим обязанностям и вверенному коллективу всегда дает положительные результаты.
Занятия с детьми в возрасте 12—13 лет
Исходя из анатомо-физиологических особенностей детского организма в возрасте 12—13 лет, работа по фехтованию должна быть направлена главным образом на общую физическую подготовку, оздоровление и укрепление, детского организма. Занятия в младших группах должны нссить преимущественно гимнастический характер, обращая внимание на упражнения, укрепляющие мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения. Широко следует использовать гимнастические упражнения с большой амплитудой движений для рук, ног, туловища, различного вида ходьбу, задания с элементами лазания по шведской стенке, ползания, подвижные групповые игры, эстафеты с палками, с элементами уколов в цель, пробежки, старты и т. п. Для выработки быстроты и координации движений необходимо использовать упражнения с гимнастическими палками (перебрасывание с ловлей, метания, удары, элементы жонглирования). Палки, заменяя фехтовальное оружие, используются для изучения стоек, шагов, позиций, уколов, выпадов во все стороны. Работа проводится как правосторонняя, так и левосторонняя. Для тренировки органов Дыхания и кровообращения, а также для изучения прыжков, перебежек (индивидуальных и групповых), для изучения атак «стрелой» (в виде броска на ленту) используется скакалка. Необходимо чередовать занятия с отдыхом. Во время отдыха (перерывов) проводят беседы о текущих событиях, сообщаются некоторые исторические сведения по фехтованию и рукопашному бою, о значении и влиянии фехтования, темы по БГТО. Следует рекомендовать занятия утренней гимнастикой, пешеходные прогулки, катание на коньках, лыжные вылазки и т. д. В процессе обучения фехтованию на рапирах усваиваются основные положения и движения. Обязательно тактическое обоснование каждого приема, атаки, защиты. Применяются различные, методические приемы работы на чучелах, мишенях и т. д., в различном темпе, с разных дистанций, по заданиям. Для заинтересованности и приближения к вольным боям необходимо проводить соревнования на технику, точность укола по мишеням. Не исключаются также соревнования в форме вольного, боя. Они проводятся как 1—2 атаки и защиты, попарно (друг с другом), по заданию. Итоговые соревнования следует проводить на оценку техники выполнения приемов основных положений и движений, выполняемых под команду руководителя. Проводятся также соревнования на меткость поражения цели. В младших группах необходимо проводить и культурно-массовую спортивную работу: экскурсии в коллективы физической культуры, просмотр и обсуждение соревнований взрослых и старших детских групп, культпоходы на спортивные кинокартины и спортивные вечера,- выступления отделения школы, товарищеские встречи и соревнования с другими спортивными детскими школами.
Занятия с детьми и подростками (14—15, 16—17 лет)
Фехтовальный материал здесь приобретает значительно больший удельный вес. В основном учебно-спортивная работа строится в плане овладения техникой и тактикой фехтования на рапирах и эспадронах в средней группе (14—15 лет) и знакомства со штыковым боем в старшей группе (16—17 лет). Практика работы детской школы мастера Булочко показала, что обучение фехтованию можно начинать и с эспадрона. Но тогда воспитываются преимущественно только эспадронисты. Если же изучение фехтования начинается с рапиры, то ученики в дальнейшем успешнее овладевают техникой фехтования на штыках и эспадронах. Подготовка бойцов только по одному виду фехтовального оружия нежелательна, так как из детской школы должны выходить многоборцы; фехтовальщики и рукопашники. По мере дальнейшего совершенствования техники и тактики фехтования на рапирах и эспадронах в старшей группе следует переходить к изучению фехтования на штыках и приемов рукопашного боя (штыковой бой, приемы боя вооруженного с невооруженным, борьба двух невооруженных, передвижения, преодоление препятствий, гранатометание). В зимний период в помещении проводится фехтование, а с весны на воздухе — рукопашный бой. Изучение отдельных приемов и комбинаций их должно заканчиваться проверочными испытаниями на оценку или в соревновательной форме на результат. Теоретический раздел в средней и старшей группах имеет большее, место, чем в младшей группе. Основные вопросы теории, фехтования здесь преподносятся более глубоко. Занимающиеся проходят также инструкторскую практику на специальных уроках, где изучают команды, элементы методики обучения. На культурно-массовую спортивную работу отводится в этих группах также значительно больше времени, чем в младшей группе, особенно для просмотра и обсуждения соревнований взрослых, а также на товарищеские встречи и соревнования с другими детскими школами. Для поднятия спортивного мастерства и повышения интереса к фехтованию необходимо изредка в учебных занятиях устраивать встречи лучших представителей детских спортивных школ с взрослыми перворазрядниками и мастерами. Элементы соревнований в среднем и особенно в старшем возрасте должны занимать значительное место. Соревнования должны проходить в плане боев по заданию, на технику приемов, разрешение тактических задач, боев на время, боев с преподавателем, групповых боев и товарищеских встреч, открытых соревнований.
Учебный план
Приведенный ниже учебный план принят на отделении детской спортивной школы владения холодным оружием мастера Булочко при Дворце пионеров г. Ленинграда (план рассчитан на 3 года). Учебный план построен из расчета работы отделения 10 мес. в году (для младших групп 6—8 мес. в году), по два раза в шестидневку, по 2 часа, в период же подготовки к экзаменам и экзаменов — один раз в шестидневку. Начало работы отделения 1 октября, окончание 20 июля следующего года. Август, сентябрь — отдых и занятия другими видами спорта. Сентябрь отводится на подготовительную работу для руководительского состава. Кроме того, на культмассовую спортработу и вра-чебно-физиологические обследования отводится дополнительное время в конце сентября и июля, и 4—6 выходных дней в год. Итого рабочее время: 1) 9 мес. по 2 раза в шестидневку по 2 часа = 180 час: 2) 1 мес. по 1 разу в шестидневку по 2 часа = 10 час 3) Дополнительное вечернее время и выходные дни 30—50 час. Итого, в год — 220—240 час.
Схема плана
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
|
|
|