УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ В ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ ПО ФЕХТОВАНИЮ

  Главная      Учебники - Спорт     Фехтование и рукопашный бой (К.Т. Булочко, В.К. Добровольский) - 1940 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ В ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ ПО ФЕХТОВАНИЮ


Общие замечания


Фехтование, как одно из средств физического воспитания детей школьного возраста, имеет место в школьных кружках физической культуры, в детских спортивных школах, ДСО, дворцах пионеров2.

Детская фехтовальная школа обычно комплектуется из учащихся средней школы, имеющих хорошую успеваемость, в возрасте от 12 до 17 лет обоего пола. Желающие заниматься в фехтовальной школе проходят врачебный осмотр и испытания по специальным нормати­вам.

Группы должны комплектоваться отдельно для мальчиков и для девочек. Исходя из возрастных особенностей растущего организма, занимающиеся делятся на три группы: младшая — 12—13 лет; сред­няя — 14—15 лет; старшая — 15—17 лет.

Целью спортивной школы по фехтованию является подготовка на базе всестороннего физического развития будущих фехтовалыциков-рукопашников. Они должны овладеть техникой фехтования и рукопашного боя до уровня первоклассных бойцов, чтобы быть гото­выми как к трудовой деятельности, так и к боевой защите нашей ро­дины.



Задачи школы: 1) обеспечить общее оздоровление, нормальное развитие и укрепление растущего организма. Развить и усовершен­ствовать навыки и качества, необходимые в трудовой и оборонной дея­тельности, воспитать преданность родине, любовь к спорту и ору­жию, дисциплинированность, коллективизм, смелость, ловкость, ак­тивность, решительность, сообразительность, находчивость, быстроту ориентировки, правильность расчета своих сил и сил противника, быстроту и точность реакции и др.; 2) выработать и усовершенство­вать основные прикладные двигательные навыки; 3) обеспечить под­готовку и сдачу нормативов на значок БГТО и ГТО I ступени; 4) дать основные знаний по самоконтролю, гигиене, теории, методике владения холодным оружием и судейству соревнований' (по фехтованию и рукопашному бою); 5) обеспечить овладение техникой, тактикой владения холодным оружием и подготовить бойцов-фехтовальщиков не ниже III разряда и кандидата в судьи III категории; 6) подгото­вить групповодов для руководства младшими группами.

Занятия фехтованием проводятся под постоянным контролем врача. Врачебные осмотры детей проводятся систематически: в начале, в середине и в конце каждого года обучения. Результаты осмотра сообщаются детям в специальных беседах врача.

В занятиях необходимо уделять основное внимание общему физи­ческому развитию, укреплению организма, выработке правильной осанки. Все упражнения как гимнастического, так и специального
характера должны носить симметричный характер, имея в виду правильное, гармоничное развитие растущего организма. Особенно осторожно нужно подходить к дозировке нагрузок по времени и плотности урока.

Занятия для младшего и среднего возраста следует проводить 1—2 раза в шестидневку. Занятия со старшим возрастом можно дово­дить до 3 раз в шестидневку. Уроки для всех групп, в зависимости от подготовки, могут быть от 45 минут до 2 часов. Плотность урока, в зависимости от возраста занимающихся, колеблется от 40 до 80%.

Дети и подростки исключительно предприимчивы и быстро пере­нимают и усваивают как хорошее, так и плохое. Поэтому препода­ватель должен в первую очередь быть воспитателем детей и являться образцом в проведении, всех мероприятий.

Помимо спортивно-технической работы по фехтованию препода­ватель осуществляет систематический контроль над овладением тех­никой, тактикой фехтования, способствует развитию творческой инициативы у занимающихся и спортивной этики, проверяет успеваемость в учебе в школе, держит связь с родителями, способствует воспитанию патриотических чувств любви к родине, труду, Красной Армии, к коллективу, к товарищам.

Добросовестное, любовное отношение преподавателя к своим обя­занностям и вверенному коллективу всегда дает положительные ре­зультаты.


Занятия с детьми в возрасте 12—13 лет


Исходя из анатомо-физиологических особенностей детского орга­низма в возрасте 12—13 лет, работа по фехтованию должна быть направлена главным образом на общую физическую подготовку, оздоровление и укрепление, детского организма. Занятия в младших группах должны нссить преимущественно гимнастиче­ский характер, обращая внимание на упражнения, укреп­ляющие мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса, на раз­витие и укрепление органов дыхания и кровообращения.

Широко следует использовать гимнастические упражнения с боль­шой амплитудой движений для рук, ног, туловища, различного вида ходьбу, задания с элементами лазания по шведской стенке, полза­ния, подвижные групповые игры, эстафеты с палками, с элементами уколов в цель, пробежки, старты и т. п.

Для выработки быстроты и координации движений необходимо использовать упражнения с гимнастическими палками (перебрасы­вание с ловлей, метания, удары, элементы жонглирования). Палки, заменяя фехтовальное оружие, используются для изучения стоек, шагов, позиций, уколов, выпадов во все стороны. Работа про­водится как правосторонняя, так и левосторонняя.

Для тренировки органов Дыхания и кровообращения, а также для изучения прыжков, перебежек (индивидуальных и групповых), для изучения атак «стрелой» (в виде броска на ленту) используется скакалка. Необходимо чередовать занятия с отдыхом. Во время от­дыха (перерывов) проводят беседы о текущих событиях, сообщаются некоторые исторические сведения по фехтованию и рукопашному бою, о значении и влиянии фехтования, темы по БГТО.

Следует рекомендовать занятия утренней гимнастикой, пешеход­ные прогулки, катание на коньках, лыжные вылазки и т. д.

В процессе обучения фехтованию на рапирах усваиваются основ­ные положения и движения. Обязательно тактическое обоснование каждого приема, атаки, защиты. Применяются различные, методи­ческие приемы работы на чучелах, мишенях и т. д., в различном темпе, с разных дистанций, по заданиям.

Для заинтересованности и приближения к вольным боям необ­ходимо проводить соревнования на технику, точность укола по мише­ням. Не исключаются также соревнования в форме вольного, боя. Они проводятся как 1—2 атаки и защиты, попарно (друг с другом), по заданию.

Итоговые соревнования следует проводить на оценку техники выполнения приемов основных положений и движений, выполняе­мых под команду руководителя. Проводятся также соревнования на меткость поражения цели.

В младших группах необходимо проводить и культурно-массо­вую спортивную работу: экскурсии в коллективы физической куль­туры, просмотр и обсуждение соревнований взрослых и старших детских групп, культпоходы на спортивные кинокартины и спор­тивные вечера,- выступления отделения школы, товарищеские встречи и соревнования с другими спортивными детскими школами.


Занятия с детьми и подростками (14—15, 16—17 лет)


Фехтовальный материал здесь приобретает значительно боль­ший удельный вес. В основном учебно-спортивная работа строится в плане овладения техникой и тактикой фехтования на рапирах и эспадронах в средней группе (14—15 лет) и знакомства со штыковым боем в старшей группе (16—17 лет).

Практика работы детской школы мастера Булочко показала, что обучение фехтованию можно начинать и с эспадрона. Но тогда вос­питываются преимущественно только эспадронисты. Если же изу­чение фехтования начинается с рапиры, то ученики в дальнейшем успешнее овладевают техникой фехтования на штыках и эспадронах. Подготовка бойцов только по одному виду фехтовального оружия нежелательна, так как из детской школы должны выходить много­борцы; фехтовальщики и рукопашники.

По мере дальнейшего совершенствования техники и тактики фех­тования на рапирах и эспадронах в старшей группе следует перехо­дить к изучению фехтования на штыках и приемов рукопашного боя (штыковой бой, приемы боя вооруженного с невооруженным, борьба двух невооруженных, передвижения, преодоление препят­ствий, гранатометание). В зимний период в помещении проводится фехтование, а с весны на воздухе — рукопашный бой.

Изучение отдельных приемов и комбинаций их должно заканчи­ваться проверочными испытаниями на оценку или в соревнователь­ной форме на результат. Теоретический раздел в средней и старшей группах имеет большее, место, чем в младшей группе. Основные во­просы теории, фехтования здесь преподносятся более глубоко. Зани­мающиеся проходят также инструкторскую практику на специаль­ных уроках, где изучают команды, элементы методики обучения.

На культурно-массовую спортивную работу отводится в этих группах также значительно больше времени, чем в младшей группе, особенно для просмотра и обсуждения соревнований взрослых, а также на товарищеские встречи и соревнования с другими детскими шко­лами. Для поднятия спортивного мастерства и повышения интереса к фехтованию необходимо изредка в учебных занятиях устраивать встречи лучших представителей детских спортивных школ с взрос­лыми перворазрядниками и мастерами.

Элементы соревнований в среднем и особенно в старшем возрасте должны занимать значительное место. Соревнования должны про­ходить в плане боев по заданию, на технику приемов, разрешение тактических задач, боев на время, боев с преподавателем, группо­вых боев и товарищеских встреч, открытых соревнований.


Учебный план


Приведенный ниже учебный план принят на отделении детской спортивной школы владения холодным оружием мастера Булочко при Дворце пионеров г. Ленинграда (план рассчитан на 3 года).

Учебный план построен из расчета работы отделения 10 мес. в году (для младших групп 6—8 мес. в году), по два раза в шестидневку, по 2 часа, в период же подготовки к экзаменам и экзаменов — один раз в шестидневку.

Начало работы отделения 1 октября, окончание 20 июля сле­дующего года. Август, сентябрь — отдых и занятия другими видами спорта. Сентябрь отводится на подготовительную работу для руководи­тельского состава. Кроме того, на культмассовую спортработу и вра-чебно-физиологические обследования отводится дополнительное время в конце сентября и июля, и 4—6 выходных дней в год.

Итого рабочее время:

1) 9 мес. по 2 раза в шестидневку по 2 часа = 180 час:

2) 1 мес. по 1 разу в шестидневку по 2 часа = 10 час

3) Дополнительное вечернее время и выходные дни 30—50 час.

Итого, в год — 220—240 час.


Схема плана


Название спортивных видов и разделов работы

1-й год

2-й год

3-й год

Прим.

часы

I. Теория

1. Исторический, очерк развития вла­дения холодным оружием
2. Цель, значение и влияние владения холодным оружием

3. Основы советской системы ГТО

4. Основные правила гигиены и гигиена тренировки

5. Самоконтроль и оказание первой помощи

6. Основы теории и тактики владения холодным оружием и анализ техники

7. Методика группового и индивидуального обучения

8. Разбор правил судейства

1,5

1

0,5

1

1

2

1

1

1

1

1

3

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1


Итого

8 час.

10 час.

10 час.

Просмотр кинофильмов по технике ВХО (владения холодным оружием)

II. Практика

1. Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения и подвижные игры

2. Фехтование на рапирах

3. Фехтование на эспадронах

4. Фехтование на штыках

5. Фехтование на шпагах

6. Штыковой бой

7. Бой с коротким оружием и бой невооруженного против вооруженного

8. Передвижение и преодоление препятствий


26

120

4


34

80

86

6

10

4


20

40

70

16

10

12

8

4


Итого

170 час.

180 час.

180 час.

III. Культурно-массовая спортивная работа

1. Экскурсии в коллективы ФК и институт ФК

2. Просмотр и обсуждение соревнований взрослых

3. Культпоходы и вечера школы

4. Выступление отделения

5. Товарищеские встречи, соревнования

6. Собрания отделения школы

4

6

4

4

8

2

2

10

6

6

12

2

2

10

8

8

16

2


Итого

28 час.

38 час.

46 час.

IV. Врачебно-контрольные и физиологические обследования

1. Первичные обследования

2. Периодические обследования

3. Заключительные обследования

3

2

3

3

2

3

3

2

3


Итого

8 час.

8 час.

8 час.

Всего

214 час.

236 час.

244 час.

Всего за 3 года — 694 часа

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..