Жатка ЖВР-10 предназначена для скашивания зерновых культур и укладки
срезанных стеблей в валки при раздельном способе уборки урожая. Жатку
можно использовать в качестве прокосчика.
Жатка имеет ширину захвата 10 м и может укладывать валок за один проход
с полосы 10 м или за два прохода с полосы 20 м с одинаковым
расположением колосьев в сдвоенном валке. Это дает возможность
регулировать мощность валка в зависимости от урожайности, соломистости,
засоренности и других условий. Для работы с укладкой одинарного или
сдвоенного валка жатку настраивает на полевом стане один человек.
Перевозят жатку на дальнее расстояние на специальной тележке. Жатку в
зависимости от комплектаций можно навешивать на самоходные комбайны СК-5
«Нива», СКД-5 «Сибиряк», СК-4А и CK-6-II «Колос».
Жатка состоит из жатвенной части, включающей в себя корпус и крыло,
мотовила, режущего аппарата, транспортеров, делителей, корпуса навески,
гидросистемы.
Жатка уравновешена и копирует рельеф поля в
продольном „ поперечном направлениях на заданной высоте среза.
Управление жаткой механизировано. Подъем и опускание жатки и мотовила,
изменение частоты вращения мотовила, перемещение рамки транспортера
осуществляются при помощи гидравлической системы на ходу.
Направление движения транспортера изменяется автоматически. Для
подсоединения гидросистемы жатки к гидросистеме комбайна рукава корпуса
навески жатки соединяют с трубопроводами, расположенными под площадкой
водителя комбайна.
Привод жатки осуществляется клиноременной передачей от главного
контрпривода молотилки.
При движении транспортеров к центральному выбросному окну образуется
один валок из двух встречных потоков. При укладке сдвоенного валка
транспортеры соединяются между собой шарнирно, Имеют общее направление
движения и укладывают при первом проходе хлебную массу в правое
выбросное окно, а при втором — валок укладывается в левое выбросное окно
жатки, рядом с первым валком. Рабочими органами жатки управляют
гидрораспределителями из кабины водителя.
Транспортеры состоят из пяти транспортерных лент, смонтированных на
подвижных рамках. Транспортерная лента изготовлена из прорезиненного
ремня шириной 125 мм с наклепанными на него деревянными планками.
Ведомый и ведущий валы транспортера смонтированы на передвижной рамке.
На направляющих рамках с задней стороны установлены ветровые щиты
корпуса и крыла, которые при перемещении рамок поочередно перекрывают
нерабочие выбросные окна.
Механизм перемещения транспортера состоит из гидроцилиндра двустороннего
действия и двуплечего рычага со штангой. Штанга при помощи оси шарнирно
соединена с рамкой транспортера. Правильное положение рамки
устанавливают изменением длины штока гидроцилиндра.
Мотовило жатки эксцентриковое, пятилопастное, двухсекционное, состоит из
мотовила корпуса и мотовила крыла, соединенных между собой универсальным
шарниром. Привод мотовила расположен в зоне центральной поддержки
мотовила и осуществляется от реверс-редуктора через цепные контуры и
клиноременный вариатор, которым управляют гидравлически с площадки
водителя.
Поднимают и опускают мотовило гидравлически с площадки водителя при
помощи трех гидроцилиндров поршневого типа, что Позволяет синхронно
перемещать мотовило.
Режущий аппарат жатки состоит из пальцевого бруса и ножа, в которых
применены стандартные пальцы и сегменты. Нож жатки Состоит из двух
частей: ножа корпуса и ножа крыла. Секции ножа соединены между собой
шарнирно.
Движение нож осуществляется при помощи коромысла, расположенного между
ветвями транспортера. Коромысло соединено С кривошипом реверс-редуктора
шатуном. Шатун деревянный.
Правый отводной щит закреплен на боковине шомполом. В нужное положение
его устанавливают вручную. При перемещении транспортера влево щит
устанавливается в рабочее положение автоматически.