ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И
РЕМОНТА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Совокупность всех работ по обслуживанию лесозаготовительного
оборудования, проводимых в определенном объеме и в требуемые сроки,
называется техническим обслуживанием.
В лесозаготовительной промышленности принята планово-предупредительная
система технического обслуживания машин и оборудования, при которой
машина или оборудование после отработки определенного числа километров
пробега, моточасов, машино-часов работы должны принудительно
подвергаться одному из видов технического обслуживания. Регулярное
проведение технического обслуживания обеспечивает их постоянную
техническую готовность и безопасность работы, а также высокие их
эксплуатационные показатели.
Техническое обслуживание включает моечно-уборочно-очистные,
контрольно-диагностические, крепежные, смазочно-заправочные и
регулировочные работы, выполняемые без разборки агрегатов и снятия с
машин отдельных узлов. Если при техническом обслуживании нельзя
убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с
машины для контроля на специальных приборах и стендах.
Техническое обслуживание лесозаготовительного оборудования по
периодичности и трудоемкости работ подразделяется на следующие виды:
техническое обслуживание при обкатке новых или отремонтированных машин и
оборудования;
ежедневное, а если при многосменной работе машин, то ежесменное
техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2); третье техническое обслуживание
(ТО-3); сезонное техническое обслуживание (СО).
Третье ТО предназначено только для тракторов.
Обкатка является ответственным периодом перед вводом машин в нормальную
эксплуатацию. Правильное проведение обкатки в соответствии с
требованиями завода-изготовителя обеспечивает в дальнейшем безотказную
их работу.
Ежесменное техническое обслуживание предназначено для подготовки машин к
работе в следующую смену. При ЕО выполняются моечно-уборочно-очистные,
контрольно-диагностиче-ские, крепежные, смазочно-заправочные работы.
Периодические технические обслуживания (ТО-1, ТО-2,
ТО-3) выполняются после определенного пробега машин. Основным
назначением первого и второго технических обслуживание является снижение
интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и
неисправностей путем своевременного выполнения
контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и
других работ. Техническое обслуживание должно обеспечивать безотказную
работу агрегатов, узлов и систем машин в пределах установленных
периодичностей по воздействиям, включенным в обязательный перечень
операций.
Сезонное техническое обслуживание (СО) машин, эксплуатируемых под
открытым небом, проводится 2 раза в год и предназначено для подготовки
их к надежной работе в весен-не-летнем или осенне-зимнем сезонах.
Проведение СО приурочивается к очередному ТО. Обычно для проведения СО
используется период распутицы. Например, при подготовке автомобилей к
осенне-зимнему периоду эксплуатации выполняются работы по промывке
системы охлаждения от накипи, утеплению кабины, смене электролита в
аккумуляторной батарее на электролит с повышенной плотностью, замене в
агрегатах и узлах марок масел на зимние марки, подготовке шанцевого
инструмента и др.
Ремонт проводится по потребности, в зависимости от технического
состояния машин. Исключение составляют оборудование и машины, к которым
предъявляются повышенные требования к технике безопасности и срочности
использования (паровые котлы, погрузочные краны, автомобили, перевозящие
опасные грузы, пожарные автомобили, автомобили скорой медицинской помощи
и др.). Их ремонт нужно проводить по утвержденному плану-графику.
Ремонт подразделяется на текуШий ремонт (ТР), капитальный ремонт (КР) и
агрегатный метод ремонта (АР). В предприятиях, работающих на базе УЖД,
дополнительно применяются подъемочный ремонт тепловозов (ПР) и годовой
ремонт прицепного состава — вагонов-сцепов, платформ и др. (ГР).
Текущий ремонт предназначен для восстановления работоспособности машин.
Текущий ремонт проводится в условиях лесозаготовительных предприятий.
Он состоит из выполнения разборочных, слесарных, сварочных и других
необходимых работ с заменой у агрегатов отдельных деталей, достигших
предельно допустимого состояния, кроме базовых.
Капитальный ремонт предназначен наряду с восстановлением
работоспособности также и для восстановления ресурса и всех
технико-экономических параметров машин. Сложность и большая трудоемкость
этого вида ремонта определяют
необходимость его выполнения на ремонтных заводах,
а нетранспортабельного оборудования на месте установки выездными
специализированными бригадами.
Сущность АР заключается в том, что поддержание лесозаготовительных машин
в работоспособном состоянии в процессе их эксплуатации осуществляется за
счет замены неисправных или отказавших агрегатов и узлов на исправные,
взятые из оборотного фонда, в результате чего восстанавливается их
работоспособность при наименьших затратах времени и средств. АР
позволяет повысить коэффициент технической готовности парка машин, их
годовую выработку, снизить затраты на ремонт.
В зависимости от технического состояния снятых неисправных агрегатов или
узлов они могут быть подвергнуты ТР в условиях лесозаготовительного
предприятия, где должна быть восстановлена их работоспособность, или же
КР на ремонтных заводах, где восстанавливается их работоспособность и
ресурс.
На АР необходимо прежде всего переводить относительно большие группы
одномарочных машин. В лесозаготовительных предприятиях такими группами
являются трелевочные тракторы и лесовозные автомобили. В этом случае
оправдывается создание в лесозаготовительных предприятиях оборотного
фонда агрегатов, узлов и деталей. Такой фонд создается в основном за
счет списанных машин. За счет этого источника создается обменный фонд
агрегатов и узлов на ремонтных заводах.
В указанном выше «Положении о техническом обслуживании и ремонте
лесозаготовительного оборудования» нормативы периодичности, трудоемкости
и продолжительности проведения ТО и ТР машин и оборудования даны
применительно к условиям их использования в лесозаготовительных
предприятиях.
В качестве примера из этого «Положения» по трелевочному трактору ТТ-4 и
лесовозному автомобилю КрАЗ-255JI эти нормативы имеют следующие значения
(табл. 10.1).
Нормативы удельной трудоемкости ТР и пробега автомобилей до КР,
приведенные в «Положении», необходимо корректировать в зависимости от
природно-климатических условий, в которых находятся лесозаготовительные
предприятия.
Коэффициенты корректирования нормативов трудоемкости ТР автомобилей для
центральной зоны, зоны холодного климата и Крайнего Севера равны
соответственно 1; 1,2 и 1-,4, а для корректировки нормативов пробега до
КР соответственно 1; 0,8 и 0,7.
Так, например, в лесозаготовительном предприятии, расположенном в Коми
АССР (зона холодного климата), имеются лесовозные автомобили КрАЗ-255Л,
поэтому необходимо скорректировать трудоемкость текущего ремонта и их
пробег до КР.
Указанное выше «Положение о техническом
обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»,
утвержденное Минавтотрансом РСФСР, является обязательным для
лесозаготовительных предприятий, расположенных на территории РСФСР. При
разработке «Положения о техническом обслуживании и ремонте
лесозаготовительного оборудования» в разделе подвижного состава
автомобильного транспорта учтены требования «Положения» Минавтотранса
РСФСР.