ПОКАЗАТЕЛИ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРЕДПРИЯТИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН

  Главная      Учебники - Лес     Справочник механика лесозаготовительного предприятия (Немцов В.П.) - 1988 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

3.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРЕДПРИЯТИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН



Эффективность организации технической эксплуатации машин и оборудования на лесозаготовительных предприятиях определяется степенью выполнения заданных объемов и качеством работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту, ростом производительности и улучшением условий труда, а также снижением денежных и материальных затрат на поддержание их в исправном состоянии.

Оценка организации ТО и ремонта машин и оборудования осуществляется рядом технико-экономических показателей, применяемых в различном сочетании в зависимости от конкретной задачи оценки организации технической эксплуатации. Система этих показателей может и должна постоянно совершенствоваться для возможности дальнейшего выявления внутренних резервов, способствующих внедрению в практику мероприятий по дальнейшему совершенствованию этих работ.

Наиболее обобщающими показателями, которыми можно оценить состояние организации технической эксплуатации на предприятии, являются коэффициент технической готовности и удельные затраты труда, материальных и денежных средств на ТО и ремонт при максимальном использовании заданного ресурса машин и оборудования.

Коэффициент технической готовности Ктг по отдельным по назначению группам машин и оборудования за определенный период времени (месяц, квартал, год) представляет собой отношение числа машино-дней в исправном состоянии к числу машино-дней пребывания в хозяйстве:

 

 

 

При правильной организации на лесозаготовительных предприятиях технической эксплуатации коэффициент технической готовности машин и оборудования должен быть 0,8... 0,85.

Машино-дни пребывания в хозяйстве МДСп определяют суммированием календарных дней пребывания в хозяйстве (включая выходные и праздничные) каждой машины или оборудования в течение определенного периода времени.

Машино-дни в исправном состоянии МДН определяют суммированием числа дней (включая выходные и праздничные), в течение которых машины или оборудование были в исправном состоянии — находились в эксплуатации или же простаивали не по техническим причинам.

Машино-дни в ремонте и ожидании его МДР определяют суммированием числа дней (включая выходные и праздничные), в течение которых машины и оборудование были на техническом обслуживании, в ремонте (текущем или капитальном) как в собственных мастерских, так и на специализированном ремонтном заводе, и числе дней, в течение которых машины и оборудование простаивали в хозяйстве в ожидании ремонта, а также машины и оборудование, подлежащие списанию, но не списанные в течение определенного периода времени.

Анализ составляющих, входящих в МДР, позволяет выявить упущения в организации технической эксплуатации машин и оборудования и наметить мероприятия по снижению простоев по техническим причинам, что должно способствовать увеличению их коэффициента технической готовности.

Отдельные предприятия для повышения /Стг организуют проведение технического обслуживания машин в межсменное время. В этом случае сокращается число машино-дней их простоя по техническим причинам.

В процессе анализа необходимо обращать внимание на степень фактического выполнения графиков ТО и ремонта, нарушения (в ту или иную сторону) плановой периодичности ТО и др.

Важнейшим фактором, от которого зависит уровень суммарных материальных и трудовых затрат на техническое содержание машин и оборудования является соотношение ТО и ремонтных воздействий. Например, уменьшение затрат на выполнение ТО неизбежно вызывает более частую потребность в текущих ремонтах и, следовательно, заметный при этом рост затрат на текущие ремонты.

Необходимо отметить, что ремонтные воздействия в силу специфики их выполнения (большой трудоемкости, высокой квалификации исполнителей, использования запасных частей,

 

применения сложного оборудования и др.) обходятся дороже, чем технические обслуживания. Поэтому затраты на ремонты в предприятиях выше, чем на ТО, почти в 3 раза. Особенно велики затраты на ремонт в тех лесозаготовительных предприятиях, где недооценивается положительная роль технических обслуживание.

Качество выполнения технических обслуживаний и текущих ремонтов машин и оборудования может оцениваться числом заявок на текущие ремонты. Так, из практики хорошо известно, что, когда плановому выполнению технического обслуживания машин и оборудования начинает уделяться повышенное внимание, происходит заметное снижение числа ремонтных воздействий, как сопутствующих производству технического обслуживания, так и проводимых в интервалах между очередными

ТО-1, ТО-2 и ТО-3.

Число заявок на текущий ремонт как показатель оценки может рассматриваться за период между очередными профилактическими воздействиями или за определенный календарный период по машинам и оборудованию в целом или определенным их агрегатам и узлам.

Более точно качественную сторону организации выполнения работ по техническому обслуживанию можно оценить удельным числом заявочных ремонтов на 1000 км пробега автомобилей или на 100 мото- или машино-часов других машин и оборудования.

 

В дополнение к числу заявочных ремонтов на единицу наработки или к наработке на отказ при углубленном анализе могут применяться такие показатели, как число преждевременных остановок машин из-за технической неисправности, число поломок (отказов) машин или суммарное время простоя их по

технической неисправности из-за некачественного обслуживания и ремонта.

К показателям качества относится и величина наработки агрегатов или машин в целом до капитального ремонта. Но на эту межремонтную наработку большое влияние оказывают средства, которые вкладываются на поддержание агрегата или машины в исправном состоянии за промежуточную наработку, и эти средства в ряде случаев могут быть значительно больше тех, которые были бы затрачены на своевременный капитальный ремонт. Поэтому повышение наработки до капитального ремонта должно в каждом отдельном случае быть экономически обусловлено. А для этого необходим учет всех текущих затрат по каждой машине предприятия.

При анализе необходимо принимать во внимание и состояние организации производственной эксплуатации машинного парка предприятия. Такие нарушения, как перегрузка машин, низкое качество лесовозных дорог, нарушения производственной и трудовой дисциплины водителями, увеличивают количество поломок, а значит, и число заявок на ремонт.

Выдача нарядов механизаторам на выполнение определенного объема работ в планируемом периоде без учета плановых простоев машин для выполнения ТО или же частичных нагрузок для машин, проходящих обкатку, способствует срыву графиков выполнения обязательных ТО и нарушению режимов обкатки машин.

Коэффициент использования Кя по отдельным по назначению группам машин и оборудования за определенный период времени (месяц, квартал, год) представляет собой отношение числа машино-дней в работе МД3 к числу машино-дней пребывания машин и оборудования в хозяйстве.

Простой в исправном состоянии парка машин из-за отсутствия топливно-смазочных материалов и шин является упущением в организации технической эксплуатации.

В «Положении о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования» приведены применительно к конкретным условиям использования машин и оборудования в лесозаготовительных предприятиях нормативные данные по трудоемкости, продолжительности выполнения, денежным затратам на их техническое обслуживание и текущий ремонт. Помимо применения этих данных для целей планирования ТО

и ремонта они могут использоваться для сравнения с фактическими данными при оценке состояния организации технической эксплуатации машин и оборудования в предприятиях.

Хорошо налаженный учет технического обслуживания и ремонта парка машин предприятия позволяет при анализе результатов организации и выполнения отдельных работ правильно намечать при необходимости пути их оптимизации. Для этого учет технического обслуживания и ремонта машин и оборудования необходимо вести, в частности, на основании следующих первичных документов: путевых листов, нарядов, графиков технических обслуживаний и ремонта, карточек технического обслуживания и ремонта, расхода запасных частей и материалов, лицевых счетов и др., предусмотренных вышеуказанным Положением.

В общем виде некоторые фактические удельные показатели технической эксплуатации, например для автомобилей, на 1000 км пробега по отдельным группам одномарочных автомобилей или же прицепного состава определяют по следующим зависимостям:
удельную трудоемкость технического обслуживания
чел.-ч/1000 км

 

Для трелевочных тракторов и других лесозаготовительных машин на гусеничной базе удельные трудоемкость и продолжительность технического обслуживания определяют соответственно в чел.-ч/100 мото-часов и ч/100 мото-часов. При этом дополнительно учитывается ТО-3.

По указанным зависимостям могут определяться фактические удельные трудоемкость и продолжительность отдельных видов ТО, текущего ремонта или вместе ТО и ТР.

 

 

Основная часть статей затрат по транспортной (машинной) составляющей себестоимости, например, вывозки леса и других грузов автомобильным транспортом в большей или меньшей степени связана с работами, проводимыми при технической эксплуатации автомобильного парка предприятий.

 

 

Фактические затраты сравниваются с нормативами.

Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт лесозаготовительных машин и оборудования составляют значительную величину в себестоимости производимой продукции, поэтому снижение затрат по этой статье имеет большое значение. Однако нужно иметь в виду, что не всякая экономия по этой статье является положительным фактором. Экономия денежных средств, предусмотренных на выполнение технического обслуживания машин за счет нерегулярности проведения технического обслуживания, сокращения объемов или снижения качества работы, недопустима и вредна, так как следствием этого является увеличение числа ремонтов, а это обходится почти в 3 раза дороже и может привести к сокращению срока службы машин.

Для более глубокого анализа организации ТО и ТР необходимо использовать показатели удельных затрат: при техническом обслуживании — на заработную плату и материалы; при текущем ремонте — на заработную плату, материалы и запасные части.

Резервами снижения затрат на техническое обслуживание и ремонт машин являются: строгое выполнение плана по видам и объемам технического обслуживания; недопущение нарушений периодичности его проведения; обеспечение производственных помещений необходимым оборудованием для ТО и ТР; улучшение организации работы и дисциплины ремонтных рабочих; широкое использование обмена передовым опытом среди ремонтных рабочих.

Уровень организации и качество выполнения ТО и ТР существенно влияют и на другие составляющие в структуре себестоимости производимой продукции. Так, затраты на топливо находятся в зависимости от обслуживания системы питания и зажигания, ходовой части машин, от своевременного и качественного ремонта двигателя; затраты на шины во многом определяются своевременностью и качеством регулировок установки

 

передних колес и проверок давления в шинах, качеством ремонта шин, качеством регулировки тормозов и т. п., что также должно учитываться при углубленном анализе затрат, связанных с ТО и ТР машин.

Резервами снижения расхода при проведении смазочных работ может быть только снижение расхода масел бережливым отношением к их использованию без ущерба качеству и регулярности смазки.

Резервами снижения удельного веса амортизационных отчислений в себестоимости производимой продукции помимо необходимости повышения производительности машин является увеличение объема производимой продукции, а также увеличение межремонтного срока работы, правильное применение норм амортизационных отчислений. Полный учет работы машин дает возможность правильно производить амортизационные отчисления.

При анализе состояния организации технической эксплуатации оценивается уровень накладных расходов по управлению и обслуживанию в целом гаражного хозяйства.

Анализ состояния организации в лесозаготовительном предприятии технической эксплуатации лесозаготовительных машин и оборудования позволяет разрабатывать и внедрять меро-. приятия по ее совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..