5. Требования техники безопасности к вспомогательному оборудованию порохового цеха

  Главная       Учебники - Производство      Курс дымных порохов

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

5. Требования техники безопасности к вспомогательному оборудованию порохового цеха

 

 Источником механической силы, приводящей в движение аппараты пороходельной мастерской, в настоящее время является электромотор, устанавливаемый в особом каменном здании позади валов мастерской.

Необходимо, чтобы в приводных и моторных отделениях отверстия в стенах (для труб и валов) были плотно заделаны или закрыты манжетами, чтобы через них не могла пройти пороховая пыль; внутри опасных и малоопасных зданий трансмиссионные валы и подшипники, металлические трубы и массивные металлические установки должны быть заземлены и электрически соединены между собой.

В зданиях мастерских, в которых возможно оседание пыли на нагревательных поверхностях батарей, температура последних не. должна превышать 70° С.

Все трубы и другие отапливающие приспособления желательна изолировать, покрывая их деревянными ящиками.

Освещение опасных и малоопасных зданий должно производиться электролампами, установленными снаружи здания в герметических футлярах.

Здания опасные и малоопасные должны быть снабжены громоотводами.

Противопожарное оборудование мастерских. Все мастерские и здания завода оборудуют водопроводной сетью такой мощности, чтобы струя воды достигала высоты не менее 10 м над коньком крыши самого высокого здания. Водопроводные трубы и колонны надо хорошо защищать от замерзания, и во всех своих разветвлениях они должны быть доступны для ремонта и исправления.

Все опасные мастерские оборудуют автоматическими огнетушителями, а все остальные—обыкновенными ручными, вывешенными на видных местах. Рекомендуется также иметь около каждого здания бочку с водой, ведра и швабру.

Рельсы узкоколейки внутри опасных мастерских и перед ними устраивают бронзовые, латунные или деревянные, колеса вагонеток —бронзовые.

Применение безрельсового транспорта в виде вагонеток на резиновом ходу, передвигаемых по асфальтовым дорожкам, также очень желательно, но в наших климатических уловиях (большой снежный покров зимой) не всегда возможно.

Рельсы широкой колеи, соединяющей территорию завода с железнодорожной магистралью, располагают таким образом, чтобы паровозы могли подавать вагоны для нагрузки и разгрузки, не подходя к опасным и малоопасным мастерским ближе 50 м.

 

В заключение остановимся на вопросе борьбы с пылью в пороховом производстве.

Пыль отдельных составных частей пороха или его двойных смесей можно удалять при помощи обыкновенных вентиляционных устройств.

Необходимо помнить, что тройная смесь и пороховая пыль очень чувствительны к удару, трению и повышению температуры. Поэтому их нельзя приводить в соприкосновение с быстро вращающимися вентиляторами, не рискуя вызвать взрыв, грозящий гибелью всей мастерской.

Вместо обыкновенных вентиляторов на пороховых заводах надо употреблять  инжекторные аспираторы (фиг. 82).

Аспиратор, работающий паром, водой или сжатым воздухом, производит всасывание пороховой пыли, которая по особым вентиляционным каналам собирается в так называемый коллектор, откуда время от времени ее извлекают.

Аспиратор, работающий сжатым воздухом, заслуживает предпочтения перед двумя другими — и вот почему пар высокого давления легко может вызвать воспламенение пороховой пыли, осевшей на аспираторе, даже в том случае, если последний окружен хорошим изолятором; кроме того, паропроводы сильно портятся зимой от морозов
Во время приостановки работ. Водяной же аспиратор дает очень незначительное давление, поэтому он может быть установлен только для медленно движущихся аппаратов, вроде цилиндрических сит и т. п. Зимой водяные аспираторы тоже подвержены опасности замерзания.

При работе аспиратора на сжатом воздухе сухая пыль собирается в коллекторе при помощи особого фильтра, представленного на фиг. 83.

Воздух, насыщенный пылью, входит в большой резервуар коллектора через боковое отверстие 7. От удара воздуха о перегородку 2 скорость движения пыли значительно уменьшается и при встрече с газовым фильтром она становится очень малой, вследствие чего пыль оседает. Воздух же, освобожденный от пыли, выходит через трубу 3. Коллектор время от времени освобождают от пыли через дверь 4.

При работе с таким аспиратором нужно следить, чтобы скорость движения воздуха была не с слишком значительной и, вместе с тем, чтобы он не уносил много пыли из коллектора. С другой стороны, чтобы упростить чистку вентиляционных каналов и, насколько возможно, уменьшить потерю пороховой пыли, необходимо помещать коллектор возможно ближе к источнику образования ее.

При проводке вентиляционных каналов нужно избегать употребления жести и оловянного припоя, способных образовать азотнокислое олово, воспламеняющееся даже при простом выметании пыли из каналов. Поэтому для этой цели рекомендуются медные трубы.

Аспираторы со своей вентиляционной системой устанавливают на каждую мастерскую отдельно. Нельзя допускать обслуживания одной и той же канализационной системой ряда мастерских, так как при некоторых условиях она может стать передатчиком огня из одной мастерской в другую.

Само собой разумеется, что в хорошо организованной с точки зрения охраны труда мастерской необходимо устранять всякие работы с порохом или пороховыми материалами на открытых столах или в открытых аппаратах.

Аппаратура должна быть закрыта предохранительными кожухами, соединенными с вытяжными устройствами. На фиг. 84 показана зернильная машина, оборудованная указанным выше образом.

Следует, кроме того, иметь в виду, что применение влажной обработки состава способствует уменьшению пыли в пороховом производстве. В этом отношении метод сильного увлажнения под бегунами (10%), обеспечивающий и в дальнейших операциях большую влажность состава, является менее пыльным, а следовательно, и менее опасным, чем методы, обычно применяемые у нас (3—5% влаги) при бегунной обработке.