Содержание и методические рекомендации. Это занятие проводят с ребятами
младшего и старшего возраста. Руководителю кружка следует обратить
внимание ребят на то, что от качественной обработки сшитого блока в
основном зависит прочность книги. Обработка блока включает следующие
операции: подклейку фальчиков пришивных форзацев, прикрепление слизур,
подклейку концов шнура (тесьмы, марли), проклейку корешка, сушку,
обрезку блока, кругление корешка, окраску обрезов блока, приклеивание
закладки, наклеивание каптала, оклеивание корешка бумагой и
окончательную сушку под прессом.
Для отработки этих приемов можно воспользоваться блоками
из макулатурной бумаги.
Тема. Изготовление книжного блока бесшвейным
способом и его обработка (0/3 ч)
Оборудование. Обжимной пресс, переплетные и прокладочные доски,
приспособление для кругления корешка, шлицовка, нож, клей, кисти,
толстые нитки, марля, бумага, каптал.
Содержание и методические рекомендации. Цель этого занятия — обучить
ребят старших классов приемам восстановления книжного блока,
скрепленного бесшвейным способом. Для этого нужно познакомить их с
приемами подборки и обжимки листов книжного блока, его комплектовки и
обрезки, показать, как производится предварительная проклейка корешка,
пропилка его после сушки, прокладка упрочняющих нитей, вторичная
проклейка корешка, приклеивание форзацев, оклейка корешка книжного блока
и корешковой части форзаца тканью, наклейка каптала.
Отработку всех этих приемов можно начать с восстановления журналов
«Юность», «Юный техник» и др., а после этого перейти к реставрации
учебников или других книг, скрепленных бесшвейным способом.
Тема. Изготовление обложек и переплетных крышек, вставка в них блока
(8/3 ч)
Оборудование. Переплетные тиски, переплетные доски, уголок
металлический, ножи, линейка и угольник, гладилка, ролики для тиснения,
кисти, картон, бумага, переплетная ткань.
Содержание и методические рекомендации. Цель занятий по
этой теме — научить ребят изготавливать обложки для крытья внакладку,
обыкновенного крытья, крытья вроспуск; составные, переплетные крышки из
одной детали, составные, цельнокрытые, с накладными сторонками,
накладным и окантованным корешком и вставлять в них блок.
Учащиеся IV—VI классов осваивают приемы изготовления бумажных обложек,
переплетных крышек из одной детали.
Старшеклассники, кроме этого, знакомятся с деталями цельнокрытой
переплетной крышки, приемами ее изготовления, а также
сборки и отделки переплетной крышки. При введении этих занятий следует
обратить внимание ребят на правила безопасности при работе с режущим и
нагретым инструментом.