Тема. Пропроцесс ручного переплета книг

  Главная       Учебники - Полиграфия      Кружок переплетного дела (Мазок Н. Н.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45 

 

 

Тема. Пропроцесс ручного переплета книг

Занятие 1. Разборка книги (0/3 ч).

Оборудование. Плоскогубцы, шилья (отвертки), нож, косточка, хлопчатобумажная ткань, макулатурные книги для разборки.

Содержание и методические рекомендации. Цель этого занятия — научить ребят разбирать книгу, отработать приемы разборки книжного блока на тетради и парные листы, очистки бумажных листов от остатков клея и ниток. Практические ра-
боты по этой теме лучше проводить с макулатурными книгами.

Руководитель кружка должен обратить внимание ребят на аккуратность в работе при разборке книг, особенно с прочно проклеенным корешком или сшитым проволочными скобами. По ходу разборки нужно объяснить, какой форзац у разбираемой книги, как он прикреплен к блоку, как сшит или скреплен блок, какая в данном случае использована переплетная крышка.

Занятие 2. Реставрация поврежденных листов (0/9 ч).

Оборудование. Подставка-подсвет, нож, ножницы, скальпель, кисти, реставрационная бумага, мучной клейстер, раствор

Na-КМЦ, поврежденные книжные листы.

Содержание и методические рекомендации. На занятия по этой

теме отводится много времени. Поэтому строить их нужно так, чтобы каждый кружковец имел возможность как следует отработать все приемы многократно.

Начать практические занятия следует с работы по склеиванию разрывов, дублированию ветхих листов, расправлению и укрепле-
нию поврежденных уголков листа, а затем перейти к упражнениям по восполнению утраченных частей листа заплатами встык и наложением, наращиванию полей у корешков листов.
 

Одновременно с отработкой этих приемов ребята могут устранять повреждения в учебниках.

Занятие 3. Подготовка разобранной книги к скреплению в

блок (0/8 ч).

Оборудование. Обжимной процесс, нож, косточка, клей, шли-цовка, линейки, угольники, форзацная бумага, коленкор.

Содержание и методические рекомендации. Непосредственному шитью книжного блока предшествует ряд операций, которые необходимо хорошо освоить. Поэтому, прежде чем приступать к работе, нужно рассказать учащимся о фальцовке листов, подборке их в тетради, обжимке тетрадей, комплектовке блока, познакомить с различными типами форзацев, их назначением и способами присоединения к тетрадям книжного блока.

После этого можно приступить к изготовлению форзацев для переплетаемой книги и отработке приемов присоединения различных типов форзацев (для младших школьников достаточно лишь приклейных).

Занятие 4. Приемы шитья книжных блоков (0/6 ч).

Оборудование. Сшивальный станок, переплетные ткани, нож, шило, плоскогубцы, игла, линейка, угольник, шлицовка, тонкая проволока, кисть, клей, картон, шнур, марля, тесьма, нитки, переплетаемый материал.

Содержание и методические рекомендации. В начале занятия нужно рассказать о способах шитья книжного блока: втачку нитками или проволочными скобами с пробивкой отверстий шилом, на сшивальном станке нитками, на шнурах, тесьме, марле. Необходимо объяснить и показать ребятам на образцах, в каких случаях применяют тот или иной прием шитья, в чем его достоинства и недостатки.

Изучение методов шитья следует начать с изготовления книжного блока, сшитого втачку вместе с картонными сторонками и. с

корешком, оклеенным переплетной тканью. Эту работу нужно выполнить в такой последовательности: столкнуть переплетаемые листы, присоединить к ним с обеих сторон вырезанные заранее картонные сторонки, пробить по корешку с помощью шила отверстия, прошить блок вместе с картонными сторонками проволочными скобами или нитками, оклеить корешок переплетной тканью, обжать в прессе, обрезать готовое изделие с трех сторон, прожать гладилкой шарнир на переплетных крышках.

Приемы шитья на сшивальном станке отрабатывают в основном с учащимися старших классов. Руководителю необходимо показать кружковцам приемы разметки и пропилки корешка книжных блоков для шитья на шнурах, тесьме и марле, методы шитья блоков на сшивальном станке (на двух-трех и большем количестве шнуров, на узкой тесьме, на марле, книг мало- и многообъемных) и отработать с ними эти приемы на практике.

Для отработки приемов шитья можно использовать старые газеты, журналы. Особое внимание следует обратить на правильную обшивку шнуров, равномерное натяжение нитей, на скрепление смежных тетрадей у крайних пропилов.

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45