Учебно-воспитательная работа школы во время
Отечественной войны
Общественно полезный труд школьников. Борьба советского народа с
фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших
учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной
работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился
характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки
вдохновлялись образами молодых героев — Зои Космодемьянской, Лизы
Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и
других.
На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ
таких предметов, как физика, химия, биология. Содержанию преподавания
был придан более практический характер, устанавливалась более тесная
связь школьных курсов с жизнью, вводились военно-оборонные темы. С
начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского
хозяйства.
Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при
некоторых школах и в детских домах стали открываться
учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших
классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в
мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов и т. п. В
этом полезном и важном деле принимали участие и учителя как руководители
ученических бригад. Учащиеся овладевали технологией производства и
соответствующими трудовыми навыками, учителям удавалось связывать работу
на предприятиях с занятиями по физике и химии. Как правило, учителя
констатировали, что производительный труд учащихся (2—3 часа в день)
благотворно сказывался на дисциплине школьников и способствовал более
осмысленному и глубокому усвоению знаний.
Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел
труд школьников ни полях колхозов и совхозов. При хорошей его
организации ученики приносили большую пользу сельскому хозяйству и
расширяли свой общеобразовательный кругозор. Эффективность труда
учащихся высоко оценивалась рядом краевых и областных исполкомов Советов
трудящихся. Интенсивную деятельность ученики развили по сбору железного
лома, теплых вещей для Красной Армии, активно помогали госпиталям,
семьям фронтовиков.
В эти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся. Этот
опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНK РСФСР были утверждены
«Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по
отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам,
устанавливались правила культурного поведения учащихся как в школе, так
и вне ее. На основании «Правил для учащихся» Российской Федерации были
разработаны «Правила для учащихся» и в других союзных республиках (с
учетом особенностей их быта и культуры).
«Правила для учащихся» способствовали укреплению воспитательной работы в
школе. «Правила» изучались учащимися. Однако в ряде мест к этому
изучению подходили формально. Учащиеся бойко отвечали правила, но не
всегда руководствовались ими в жизни.
Определенный положительный эффект в воспитательной работе давали те
школы, где применительно к конкретным условиям учителя, включая учащихся
в общественно полезный труд, руководствовались опытом А. С. Макаренко и
опирались на коллектив.
Известное положительное значение имели мероприятия по установлению
порядка посещения учащимися кино, театров и других зрелищных
предприятий. В ряде городов исполкомы Советов депутатов трудящихся
выносили особые решения о совместных мерах школы и семьи по наблюдению
за детьми в общественных местах. Но и в этом отношении не было должной
последовательности. Эти решения в некоторых местах оставались на бумаге,
и выполнение их никем не проверялось.
Организация школьных интернатов в военных условиях (на Урале, в Сибири,
Средней Азии) спасла много тысяч детей и помогла организовать их
воспитание. В большинстве интернатов удалось организовать дружные
детские коллективы, наладить детское самоуправление, приучить детей к
физическому труду, вовлечь их в широкую общественную жизнь. Этот опыт
принес положительные результаты.
Но, несмотря на то что учительство под руководством партии активно
трудилось, стремясь к улучшению учебно-воспитательного процесса, работа
школ все же страдала существенными недостатками.
Преподавание ряда предметов, в особенности русского языка, было еще
неудовлетворительным. Знания учащихся были часто формальными; они не
умели связать их с практикой. Школа отставала от требований жизни. Война
в ряде случаев показала недостаточную практическую подготовку окончивших
школу. В школе широко было развито социалистическое соревнование в
учебной работе. Желание иметь высокие показатели в соревновании
приводило к завышению отметок, к искажению действительного положения
вещей. Поэтому соцсоревнование в учебной работе, механически
перенесенное в школы с фабрик и заводов, было отменено. Известное
значение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы
для оценки успеваемости учащихся.
С 1943/44 учебного года в ряде крупных городов было введено раздельное
обучение мальчиков и девочек (в огромном большинстве школ оставалось
совместное обучение). Это решение не дало какого-либо улучшения в
учебно-воспитательной работе, а в ряде случаев ухудшило положение с
дисциплиной, особенно в школах для мальчиков. Оно вызвало серьезные
протесты со стороны педагогов, родителей и советской общественности. В
1954 году это неправильное решение было отменено.
В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О
мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому
вводились: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися,
оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат
зрелости — оканчивающими среднюю школу; 2) награждение золотой и
серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу.
Это постановление повышало ответственность учителей и учащихся за
качество знаний.
Дальнейшее укрепление и развитие советской школы требовало создания
научного центра, который разрабатывал бы основные теоретические проблемы
педагогики. По постановлению Совнаркома СССР в октябре 1943 года была
организована в Москве Академия педагогических наук РСФСР, перед которой
поставлена задача изучения проблем общей педагогики, специальной
педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены и методов
преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе. Академия
педагогических наук объединила большие научно-педагогические силы.
В связи с тем что в начале войны значительная часть учителей ушла в
армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее
образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических
училищ, учительских институтов и педагогических институтов. И все же
многие учителя не имели должной квалификации, что отрицательно
сказывалось на работе школы.
Партия и правительство проявили большую заботу об улучшении
материально-бытового положения учителей: им была повышена заработная
плата, установлен порядок снабжения продуктами питания и промышленными
товарами по нормам рабочих промышленных предприятий.
Советское учительство героически трудилось в тылу и проявляло героизм на
фронте. Многие учителя с оружием в руках сражались с врагом и были
награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза,
многие пали смертью храбрых в борьбе за освобождение родной земли от
фашистов. В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других
работников народного образования были награждены медалями и орденами за
самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению детей.
Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны
подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом. Перед
советской школой и педагогикой в условиях мирного времени встали новые
задачи.