Воспитание трудовой деятельности в первой
младшей группе ДОУ
Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных
возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе
решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования
гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание
помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит:
"Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы
в группе было чисто!" Или: "Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно
будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с
Олей, Ирой и Сережей... Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну,
помогают ей трудиться".
Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение
их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде
труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная,
понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует
его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на
рукавах - стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не
мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки - стало удобно ходить,
шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки - ощутил приятное чувство
удовлетворения и т.п.
Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой
форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного,
эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению
трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и
обращается к поросенку: "Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки!
А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком". И т.п.
Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с
прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения
действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки,
педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их,
смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той
же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное
настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке - ладоши,
А пальчики - Антоше.
Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и
предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает.
Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая
гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: "Вот кукла
Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша,
сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние
полки". И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в
эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка.
Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость,
удовлетворение.
С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь
(расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в
определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.
В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению
простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку,
положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить
поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием.
Например, воспитатель может сказать: "Какая у Вовы большая автомашина!
На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат
на полу, и сложит их аккуратно на полку". Или: "Хорошая хозяйка наша
Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и
будут у нее в доме чистота и порядок".
В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой
операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со
взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например,
помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно
делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с
ним. Например: "Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными
тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку
сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала
Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было
трудно, долго бы пришлось работать!" Такая совместная деятельность
особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым.
Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять
воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений,
побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию ("Коля, давай поможем Оле
собрать кубики... Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!"). Педагог
должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например,
подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: "Кто тебя потерял, кто
твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи
в коляску".
Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует
игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с
детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут
прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои,
которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают
замечания ("Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки";
"Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут
сломаться").
Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему
живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно
действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой,
воспитатель приговаривает: "Хорошая, красивая птичка, ты такая
маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы
ты всегда пела нам свои песенки". И т.д.
Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности,
побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить
трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику
("Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть
их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!" Или: "Ребята!
А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим... Он
мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся
Андрюша и Ирочка").
Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа
"Уложим зайчика спать", "Оденем куклу Настю", "Угостим кукол" и т.д.