Глава 1 ОСНОВЫ ТЕПЛОТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ
ТЕРМОДИНАМИКИ
1.1. ЗАДАЧИ СУДОВОЙ ТЕПЛОТЕХНИКИ
Современные рыбопромысловые суда являются по существу плавающими
промышленными предприятиями. На судах установлены специальные
промысловые механизмы, технологическое оборудование, холодильные
установки, мощные электростанции. Большая автономность плавания и
производственные нужды требуют наличия водоопреснительных установок и
технических средств по предотвращению загрязнения моря нефтью и мусором.
Нагрузки гребных установок и вспомогательных механизмов изменяются в
самых широких пределах. Указанная специфика определяет основные задачи
судовых механиков в области теплотехники, к которым относятся:
1) рациональный выбор горюче-смазочных материалов, режимов их
использования и экономии;
2) применение наиболее эффективных методов водообработки паровых котлов,
систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменных
аппаратов и водоопреснительных установок;
3) выбор режимов работы главных двигателей и вспомогательных механизмов,
обеспечивающих наиболее высокие значения экономичности, надежности и
ресурса, при полном использовании располагаемых мощностей;
4) утилизация вторичных энергетических ресурсов;
5) своевременная очистка судового оборудования от отложений накипи,
нагара, шлама и т. п.;
6) обеспечение работы технических средств по защите морской среды от
загрязнений с судов.
Затраты на топливо по судам составляют 30 ... 50% общих эксплуатационных
затрат по флоту, поэтому при выборе вида топлива для двигателей и котлов
необходимо дорогие и дефицитные дизельные топлива заменять более
дешевыми средне- и высоковязкими (тяжелыми).
Для использования этих топлив суда должны быть оснащены принципиально
новыми системами топливоподготовки со структурным разогревом топлива в
танках, с химической обработкой, гемогенизацией и комплексной очисткой
топлива. Наряду с модернизацией топливных систем главных двигателей
необходимо подготовить к работе на топливных смесях и вспомогательные
двигатели.
Проведение комплекса мероприятий по повышению экономичности и надежности
работы судовых энергетических установок входит в обязанности судовых
механиков. Судовые механики должны обеспечивать:
1) установление оптимальных режимов работы главных и вспомогательных
двигателей, пропульсивно-траловых комплексов (на добывающих судах),
котлов, вспомогательных механизмов, холодильного и технологического
оборудования и загрузки судовой электростанции; от выбранного режима
работы значительно зависит расход топлива на рыболовных траулерах с ВРШ:
нерациональный выбор сочетания частоты вращения дизеля и угла разворота
лопастей ВРШ может привести к перерасходу топлива до 50 % номинального;
2) контроль параметров работы судовых дизелей, котлов, поддержание
высокого уровня технического состояния обслуживания силовой установки;
своевременная проверка и регулировка параметров работы элементов СЭУ
обеспечивают паспортные расходы топлива, в противном случае перерасход
топлива достигает 10 %;
3) регулировку топливной аппаратуры, поскольку плохое техническое ее
состояние и неправильная регулировка могут привести к перерасходу
топлива до 15 %;
4) поддержание чистоты поверхностей теплообменных аппаратов, так как
эксплуатационные отложения на греющих поверхностях снижают коэффициент
теплопередачи, что приводит к перерасходу топлива на 3 ... 5 %;
5) использование вторичного тепла (утилизация), которое позволяет
снизить расход топлива по силовой установке до 7 %;
6) проведение обкатки (приработки) деталей ЦПГ дизелей с использованием
специальных обкаточных присадок;
7) проведение профилактической очистки подводной части корпуса судна и
винтов, многослойного покрытия подводной части (самополирующимися
красками) с целью снижения сопротивления движению судна;
8) контроль и своевременное устранение утечек (потерь) тепла, холода,
электрической энергии и топлива;
9) внедрение химико-механизированного способа мойки топливных танков
перед постановкой судов в ремонт и сокращение тем самым расхода топлива
на пропарку танков;
10) реализацию (утилизацию) нефтеостатков от льяльно-балластных и
промывочных вод, после очистки топлив и т. п.;
11) выбор смазочных масел, соответствующих эксплуатационным
характеристикам используемого топлива, смазок и рабочих жидкостей —
условиям работы узла или механизма;
12) овладение инструментальными методами анализов ГСМ, воды, газов и
организацию их химического контроля.
Все эти вопросы изложены в соответствующих разделах справочника.