ЗАДАЧИ СУДОВОЙ ТЕПЛОТЕХНИКИ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Глава 1 ОСНОВЫ ТЕПЛОТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМОДИНАМИКИ


1.1. ЗАДАЧИ СУДОВОЙ ТЕПЛОТЕХНИКИ



Современные рыбопромысловые суда являются по существу плавающими промышленными предприятиями. На судах установлены специальные промысловые механизмы, технологическое оборудование, холодильные установки, мощные электростанции. Большая автономность плавания и производственные нужды требуют наличия водоопреснительных установок и технических средств по предотвращению загрязнения моря нефтью и мусором. Нагрузки гребных установок и вспомогательных механизмов изменяются в самых широких пределах. Указанная специфика определяет основные задачи судовых механиков в области теплотехники, к которым относятся:

1) рациональный выбор горюче-смазочных материалов, режимов их использования и экономии;

2) применение наиболее эффективных методов водообработки паровых котлов, систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменных аппаратов и водоопреснительных установок;

3) выбор режимов работы главных двигателей и вспомогательных механизмов, обеспечивающих наиболее высокие значения экономичности, надежности и ресурса, при полном использовании располагаемых мощностей;

4) утилизация вторичных энергетических ресурсов;

5) своевременная очистка судового оборудования от отложений накипи, нагара, шлама и т. п.;

6) обеспечение работы технических средств по защите морской среды от загрязнений с судов.

Затраты на топливо по судам составляют 30 ... 50% общих эксплуатационных затрат по флоту, поэтому при выборе вида топлива для двигателей и котлов необходимо дорогие и дефицитные дизельные топлива заменять более дешевыми средне- и высоковязкими (тяжелыми).

Для использования этих топлив суда должны быть оснащены принципиально новыми системами топливоподготовки со структурным разогревом топлива в танках, с химической обработкой, гемогенизацией и комплексной очисткой топлива. Наряду с модернизацией топливных систем главных двигателей необходимо подготовить к работе на топливных смесях и вспомогательные двигатели.
Проведение комплекса мероприятий по повышению экономичности и надежности работы судовых энергетических установок входит в обязанности судовых механиков. Судовые механики должны обеспечивать:

1) установление оптимальных режимов работы главных и вспомогательных двигателей, пропульсивно-траловых комплексов (на добывающих судах), котлов, вспомогательных механизмов, холодильного и технологического оборудования и загрузки судовой электростанции; от выбранного режима работы значительно зависит расход топлива на рыболовных траулерах с ВРШ: нерациональный выбор сочетания частоты вращения дизеля и угла разворота лопастей ВРШ может привести к перерасходу топлива до 50 % номинального;

2) контроль параметров работы судовых дизелей, котлов, поддержание высокого уровня технического состояния обслуживания силовой установки; своевременная проверка и регулировка параметров работы элементов СЭУ обеспечивают паспортные расходы топлива, в противном случае перерасход топлива достигает 10 %;

3) регулировку топливной аппаратуры, поскольку плохое техническое ее состояние и неправильная регулировка могут привести к перерасходу топлива до 15 %;

4) поддержание чистоты поверхностей теплообменных аппаратов, так как эксплуатационные отложения на греющих поверхностях снижают коэффициент теплопередачи, что приводит к перерасходу топлива на 3 ... 5 %;

5) использование вторичного тепла (утилизация), которое позволяет снизить расход топлива по силовой установке до 7 %;

6) проведение обкатки (приработки) деталей ЦПГ дизелей с использованием специальных обкаточных присадок;

7) проведение профилактической очистки подводной части корпуса судна и винтов, многослойного покрытия подводной части (самополирующимися красками) с целью снижения сопротивления движению судна;

8) контроль и своевременное устранение утечек (потерь) тепла, холода, электрической энергии и топлива;

9) внедрение химико-механизированного способа мойки топливных танков перед постановкой судов в ремонт и сокращение тем самым расхода топлива на пропарку танков;

10) реализацию (утилизацию) нефтеостатков от льяльно-балластных и промывочных вод, после очистки топлив и т. п.;

11) выбор смазочных масел, соответствующих эксплуатационным характеристикам используемого топлива, смазок и рабочих жидкостей — условиям работы узла или механизма;

12) овладение инструментальными методами анализов ГСМ, воды, газов и организацию их химического контроля.

Все эти вопросы изложены в соответствующих разделах справочника.