ТОПЛИВА ДЛЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

2.3. ТОПЛИВА ДЛЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Применение топлив на судах регламентируется отраслевыми нормативными документами с учетом требований ГОСТ 26432—85. Топлива для судовых энергетических установок по качественным показателям условно разделяют:

на судовое маловязкое; вязкость и = 11,8 мм2/с (2 °ВУ) при 20 °С, температура застывания Т3=- 10 °С; судовое вязкое легкое; v=16 мм2/с (10 °ВУ) при 50 °С, Т3 = 5 °С;

судовое вязкое тяжелое; v=304 мм2/с (40 °ВУ) при 50 °С, Т3 > >25 °С.

Стоимость топлив, отпускаемых на суда, складывается из их оптовой стоимости в зависимости от накладных, транспортных и прочих расходов, а также от вида тары.

На судах применяют следующие виды топлив: дизельное (ГОСТ 305—82) марок JI, 3, А; для морских двигателей (мариндизель); для газотурбинных установок (ГОСТ 10433-75) марок ТГВК и ТГ; моторное (ГОСТ 1667-68) марок ДТ и ДМ; мазут (ГОСТ 10585—75) флотский Ф5, Ф12 и топочный марок 40 и 100; мазут экспортный марок М-0,9, М-1,0; М-1,5; М-2,0; М-2,5.

Дизельное топливо по ГОСТ 305-82 выпускается трех марок: JI (летнее) — для использования при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; 3 (зимнее) — для температуры —20 °С и выше (температура застывания топлива Тг < -25 °С); ЗС (зимнее специальное) - для температуры -35 °С (Т3 < -45 °С) и А (арктическое) - для температуры -50 С и выше.

Условные обозначения дизельных топлив унифицированы: буква обозначает индекс топлива; цифры — массовую долю серы, температуру вспышки (для топлива марки JI) или застывания (для топлива марки 3) и но,мер ГОСТа.

Пример: Л-0,2-61 ГОСТ 305-82; 3-0,5-35 ГОСТ 305-82.

Гарантийный срок хранения дизельных топлив составляет не менее 5 лет со дня изготовления. После гарантийного срока хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива.

Основные физико-химические показатели дизельных топлив приведены в табл. 2.3.

Моторные топлива получают путем смешения остаточных фракций с дистиллятами. По ГОСТ 1667—68 выпускаются две марки: ДТ (дизельное топливо) и ДМ (дизельный мазут). Они имеют различные вязкость, температуру застывания, зольность и содержание серы (табл. 2.4). Предназначены для судовых средне- и малооборотных дизелей. Наравне с моторным топливом марки ДТ, изготовляемым по ГОСТ 1667—68, используется моторное топливо с депрессорной присадкой Парадин-70 с концентрацией до 0,08 %. Приведенные эксплуатационные испытания подтвердили их аналогию. На вязкость и температуру застывания топлива присадка практически не влияет.

Газотурбинное топливо разработано и выпускается по ГОСТ 10433—75 специально для газовых турбин, получивших распространение в некоторых отраслях народного хозяйства. Однако оно применяется и в судовых дизелях. Газотурбинные топлива получают путем смешения дистиллятных фракций прямой перегонки нефти и вторичных процессов. Нефтеперерабатывающей промышленностью выпускаются две марки газотурбинных топлив: ТГ — обычное и ТГВК — высшей категории качества (см. табл. 2.4).

Мазут получают в процессе прямой перегонки нефти. Для выработки маловязких мазутов с низкой температурой застывания к остаточным продуктам переработки нефти добавляют легкие дизельные фракции (до 20 ... 25 %).

По ГОСТ 105 8^—75 мазуты подразделяются на легкие (флотские мазуты Ф5 и Ф12), средние (мазут топочный 40) и тяжелые (мазут топочный 100).

Мазуты называются малосернистыми при содержании серы 0,5... 1,0 %, сернистыми — 1,0 ... 2,0 % и высокосернистыми — свыше 2 %.

Для улучшения сгорания в судовых котельных установках флотские мазуты Ф5 и Ф12 должны содержать не менее 0,2 % присадки ВНИИНП-102 или ВНИИНП-103. По согласованию с потребителями флотские мазуты могут поставляться и без присадок. Основные физико-химические показатели мазутов приведены в табл. 2.5.

Ассортимент зарубежных топлив для судовых установок состоит из дистиллятного легкого и тяжелого, дизельного, бункерного и мазутов.

Для газотурбинных установок используется легкое и тяжёлое дизельное топливо и мазут. Товарные зарубежные топлива имеют следующие наименования: газойль - соответствует дизельному топливу по ГОСТ 305—82; марин дизел ойл — по качественным показателям занимает промежуточное положение между дизельным топливом и моторным марки ДТ по ГОСТ 1667-68; тин фьюил ойл (облегченный мазут) — соответствует флотским мазутам по ГОСТ 10585—75; бункер фьюил ойл — моторному топливу марки ДМ.

Зарубежные государственные стандарты и ведомственные спецификации определяют лишь общие качественные требования к судовым топливам. Конкретные требования к топливам по всем необходимым физико-химическим характеристикам предусматриваются фирменными спецификациями. Требования к дизельным и тяжелым топливам, определенные дизелестроительными фирмами мира, приведены в табл. 2.6, 2.7.

При выборе вязкого топлива для судового дизеля основным эксплуатационным показателем является вязкость. В табл. 2.8 приведены значения: кинематической вязкости v, мм2/с (сСт), и условной (относительной) вязкости: в градусах Энглера, соответствующих градусам ВУ (°ВУ); секундах Редвуда (cRl); секундах Сейболта (cSU). Условная вязкость определяется с помощью соответствующих вискозиметров.

Ухудшение показателей флотских топлив за счет увеличения содержания остаточных фракций и серы потребовало разработки единой международной спецификации флотских топлив, которая позволяет производить контроль качества при бункеровках судов в различных портах мира.

Разработанный Международной организацией по стандартизации ISO стандарт на топлива DIS DP 8217 предназначен в качестве руководства для поставщиков топлива и судового оборудования и для судовладельцев. Стандарт ISO включает четыре категории дистиллятов, десять категорий остаточного топлива с указанием пределов вязкости и пять категорий остаточного топлива без нормирования вязкости.

Согласно стандарту ISO нефтяное топливо имеет буквенные и цифровые обозначения: ISO-F — нефтяное топливо, DM или RM — флотский дистиллят или остаточное топливо; далее следует буква, которая характеризует качественные показатели топлив; цифра в символе остаточного топлива указывает на вязкость при 100 ° С (в сантистоксах).

Классификация топлив согласно стандарту ISO и их физико-химические показатели приведены в табл. 2.9.