Применение топлив на судах регламентируется отраслевыми нормативными
документами с учетом требований ГОСТ 26432—85. Топлива для судовых
энергетических установок по качественным показателям условно разделяют:
на судовое маловязкое; вязкость и = 11,8 мм2/с (2 °ВУ) при 20 °С,
температура застывания Т3=- 10 °С; судовое вязкое легкое; v=16 мм2/с (10
°ВУ) при 50 °С, Т3 = 5 °С;
Стоимость топлив, отпускаемых на суда, складывается из их оптовой
стоимости в зависимости от накладных, транспортных и прочих расходов, а
также от вида тары.
На судах применяют следующие виды топлив: дизельное (ГОСТ 305—82) марок
JI, 3, А; для морских двигателей (мариндизель); для газотурбинных
установок (ГОСТ 10433-75) марок ТГВК и ТГ; моторное (ГОСТ 1667-68) марок
ДТ и ДМ; мазут (ГОСТ 10585—75) флотский Ф5, Ф12 и топочный марок 40 и
100; мазут экспортный марок М-0,9, М-1,0; М-1,5; М-2,0; М-2,5.
Дизельное топливо по ГОСТ 305-82 выпускается трех марок: JI (летнее) —
для использования при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; 3
(зимнее) — для температуры —20 °С и выше (температура застывания топлива
Тг < -25 °С); ЗС (зимнее специальное) - для температуры -35 °С (Т3 < -45
°С) и А (арктическое) - для температуры -50 С и выше.
Условные обозначения дизельных топлив унифицированы: буква обозначает
индекс топлива; цифры — массовую долю серы, температуру вспышки (для
топлива марки JI) или застывания (для топлива марки 3) и но,мер ГОСТа.
Гарантийный срок хранения дизельных топлив составляет не менее 5 лет со
дня изготовления. После гарантийного срока хранения допускается
увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10
мг на 100 см3 топлива.
Основные физико-химические показатели дизельных топлив приведены в табл.
2.3.
Моторные топлива получают путем смешения остаточных фракций с
дистиллятами. По ГОСТ 1667—68 выпускаются две марки: ДТ (дизельное
топливо) и ДМ (дизельный мазут). Они имеют различные вязкость,
температуру застывания, зольность и содержание серы (табл. 2.4).
Предназначены для судовых средне- и малооборотных дизелей. Наравне с
моторным топливом марки ДТ, изготовляемым по ГОСТ 1667—68, используется
моторное топливо с депрессорной присадкой Парадин-70 с концентрацией до
0,08 %. Приведенные эксплуатационные испытания подтвердили их аналогию.
На вязкость и температуру застывания топлива присадка практически не
влияет.
Газотурбинное топливо разработано и выпускается по ГОСТ 10433—75
специально для газовых турбин, получивших распространение в некоторых
отраслях народного хозяйства. Однако оно применяется и в судовых
дизелях. Газотурбинные топлива получают путем смешения дистиллятных
фракций прямой перегонки нефти и вторичных процессов.
Нефтеперерабатывающей промышленностью выпускаются две марки
газотурбинных топлив: ТГ — обычное и ТГВК — высшей категории качества
(см. табл. 2.4).
Мазут получают в процессе прямой перегонки нефти.
Для выработки маловязких мазутов с низкой температурой застывания к
остаточным продуктам переработки нефти добавляют легкие дизельные
фракции (до 20 ... 25 %).
По ГОСТ 105 8^—75 мазуты подразделяются на легкие (флотские мазуты Ф5 и
Ф12), средние (мазут топочный 40) и тяжелые (мазут топочный 100).
Мазуты называются малосернистыми при содержании серы 0,5... 1,0 %,
сернистыми — 1,0 ... 2,0 % и высокосернистыми — свыше 2 %.
Для улучшения сгорания в судовых котельных установках флотские мазуты Ф5
и Ф12 должны содержать не менее 0,2 % присадки ВНИИНП-102 или
ВНИИНП-103. По согласованию с потребителями флотские мазуты могут
поставляться и без присадок. Основные физико-химические показатели
мазутов приведены в табл. 2.5.
Ассортимент зарубежных топлив для судовых установок состоит из
дистиллятного легкого и тяжелого, дизельного, бункерного и мазутов.
Для газотурбинных установок используется легкое и
тяжёлое дизельное топливо и мазут. Товарные зарубежные топлива имеют
следующие наименования: газойль - соответствует дизельному топливу по
ГОСТ 305—82; марин дизел ойл — по качественным показателям занимает
промежуточное положение между дизельным топливом и моторным марки ДТ по
ГОСТ 1667-68; тин фьюил ойл (облегченный мазут) — соответствует флотским
мазутам по ГОСТ 10585—75; бункер фьюил ойл — моторному топливу марки ДМ.
Зарубежные государственные стандарты и ведомственные спецификации
определяют лишь общие качественные требования к судовым топливам.
Конкретные требования к топливам по всем необходимым физико-химическим
характеристикам предусматриваются фирменными спецификациями. Требования
к дизельным и тяжелым топливам, определенные дизелестроительными фирмами
мира, приведены в табл. 2.6, 2.7.
При выборе вязкого топлива для судового дизеля основным эксплуатационным
показателем является вязкость. В табл. 2.8 приведены значения:
кинематической вязкости v, мм2/с (сСт), и условной (относительной)
вязкости: в градусах Энглера, соответствующих градусам ВУ (°ВУ);
секундах Редвуда (cRl); секундах Сейболта (cSU). Условная вязкость
определяется с помощью соответствующих вискозиметров.
Ухудшение показателей флотских топлив за счет увеличения содержания
остаточных фракций и серы потребовало разработки единой международной
спецификации флотских топлив, которая позволяет производить контроль
качества при бункеровках судов в различных портах мира.
Разработанный Международной организацией по стандартизации ISO стандарт
на топлива DIS DP 8217 предназначен в качестве руководства для
поставщиков топлива и судового оборудования и для судовладельцев.
Стандарт ISO включает четыре категории дистиллятов, десять категорий
остаточного топлива с указанием пределов вязкости и пять категорий
остаточного топлива без нормирования вязкости.
Согласно стандарту ISO нефтяное топливо имеет буквенные и цифровые
обозначения: ISO-F — нефтяное топливо, DM или RM — флотский дистиллят
или остаточное топливо; далее следует буква, которая характеризует
качественные показатели топлив; цифра в символе остаточного топлива
указывает на вязкость при 100 ° С (в сантистоксах).
Классификация топлив согласно стандарту ISO и их физико-химические
показатели приведены в табл. 2.9.