Главной задачей судовой теплотехники является достижение наибольшего
эксплуатационного периода судовой энергетической установки и полного
использования ее производственной мощности при наименьших затратах на
топливо, смазочные материалы, обслуживание и ремонт.
В комплекс организационно-технических мероприятий по улучшению
обслуживания СЭУ входят: установление оптимальных режимов и регулярный
контроль параметров; экономное использование (выбор, нормирование)
горюче-смазочных материалов; внедрение мероприятий, обеспечивающих
уменьшение износов рабочих поверхностей деталей, увеличение межремонтных
периодов, предотвращение аварийности и др.
Задачи судового механика в области теплотехники разнообразны и
охватывают ряд взаимосвязанных вопросов технического и организационного
характера. Хорошо наложенный теплотехнический контроль на судне без
дополнительных затрат дает экономический эффект в сотни тысяч рублей в
год за счет уменьшения эксплуатационных расходов и средств на ремонт.
Однако опыт организации работы по теплотехническому контролю пока не
стал достоянием широкого круга специалистов. Многие судовые механики
имеют недостаточно полное представление о комплексе мероприятий по
теплотехнике. В определенной мере это объясняется отсутствием
специальной литературы. В имеющихся изданиях (учебниках, справочниках,
инструкциях и т. п.) рассматриваются лишь отдельные вопросы судовой
теплотехники без связи их в единую систему.
Справочник является первой попыткой комплексного отражения тех задач
судовой теплотехники, которые приходится решать механикам в повседневной
деятельности. Особое внимание авторы уделили мероприятиям, направленным
на сбережение топливно-энергетических ресурсов и повышение надежности
двигателей, механизмов и систем (выбору топлив и масел, назначению
режимов работы, очистке от эксплуатационных загрязнений
теплоэнергетического оборудования и др.). В частности, проанализирована
работа пропульсивно-траловых комплексов наиболее характерных типов
промысловых судов, дана методика построения и использования
характеристик совместной работы комплекса двигатель — гребной винт —
корпус судна — трал — ваерная лебедка.
Рассмотрены вопросы предотвращения загрязнения-
моря (ПЗМ) с судов, поскольку именно судовые механики ответственны за
эксплуатацию судового оборудования по ПЗМ, в том числе за.проведение
анализов нефтесодержащих вод, утилизацию нефтеостатков и др.
В книге приведены параметры работы судового оборудования, исследованы
причины отказов и предложены меры по повышению надежности и
экономичности механизмов и систем. В связи с этим справочник могут
использовать не только судовые механики, но и специалисты
проектноконструкторских бюро, курсанты и студенты морских учебных
заведений.
В основу материала книги положены длительный опыт эксплуатации судовых
энергетических установок промысловых судов как наиболее сложных
(насыщены промысловыми механизмами, технологическим и холодильным
оборудованием, водоопреснительными установками и др.) по сравнению с
судами торгового флота, собственные предложения авторов, а также
имеющаяся литература.
Подобный справочник создается впервые, поэтому авторы заранее благодарны
за критические замечания и пожелания по его усовершенствованию, которые
следует направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8,
издательство „Судостроение”.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
БТО - база технического обслуживания
ВО - воздухоохладитель
ВМТ - верхняя мертвая точка
ВОД - высокооборотный двигатель
ВОУ - водоопреснительная установка
ВРШ - винт регулируемого шага
ВТЭ - водотопливная эмульсия.
ВФШ - винт фиксированного шага
ГД - главный двигатель
ГСМ - горючесмазочные материалы
ДВС - двигатели внутреннего сгорания
ДГ - дизель-генератор
ДРА - дизель-редукторный агрегат
ИМО - Международная морская организация
ЛВК - лаборатория водоконтроля
ММФ - Министерство морского флота
МОД - малооборотный двигатель
МРХ - Министерство рыбного хозяйства
МСС - механикосудовая служба
НМТ - нижняя мертвая точка
ПАВ - поверхностно-активные вещества
ПЗМ - предотвращение загрязнения моря
ППР - планово-предупредительные работы
ПТК - пропульсивно-траловый комплекс
CKJIAB - судовая комплексная лаборатория анализа воды
CKJIAMT - судовая комплексная лаборатория анализа масел и топлив
СНО - система непрерывной очистки
СНТОР - система непрерывного технического обслуживания и ремонта