ПРЕДИСЛОВИЕ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


Главной задачей судовой теплотехники является достижение наибольшего эксплуатационного периода судовой энергетической установки и полного использования ее производственной мощности при наименьших затратах на топливо, смазочные материалы, обслуживание и ремонт.

В комплекс организационно-технических мероприятий по улучшению обслуживания СЭУ входят: установление оптимальных режимов и регулярный контроль параметров; экономное использование (выбор, нормирование) горюче-смазочных материалов; внедрение мероприятий, обеспечивающих уменьшение износов рабочих поверхностей деталей, увеличение межремонтных периодов, предотвращение аварийности и др.

Задачи судового механика в области теплотехники разнообразны и охватывают ряд взаимосвязанных вопросов технического и организационного характера. Хорошо наложенный теплотехнический контроль на судне без дополнительных затрат дает экономический эффект в сотни тысяч рублей в год за счет уменьшения эксплуатационных расходов и средств на ремонт.

Однако опыт организации работы по теплотехническому контролю пока не стал достоянием широкого круга специалистов. Многие судовые механики имеют недостаточно полное представление о комплексе мероприятий по теплотехнике. В определенной мере это объясняется отсутствием специальной литературы. В имеющихся изданиях (учебниках, справочниках, инструкциях и т. п.) рассматриваются лишь отдельные вопросы судовой теплотехники без связи их в единую систему.

Справочник является первой попыткой комплексного отражения тех задач судовой теплотехники, которые приходится решать механикам в повседневной деятельности. Особое внимание авторы уделили мероприятиям, направленным на сбережение топливно-энергетических ресурсов и повышение надежности двигателей, механизмов и систем (выбору топлив и масел, назначению режимов работы, очистке от эксплуатационных загрязнений теплоэнергетического оборудования и др.). В частности, проанализирована работа пропульсивно-траловых комплексов наиболее характерных типов промысловых судов, дана методика построения и использования характеристик совместной работы комплекса двигатель — гребной винт — корпус судна — трал — ваерная лебедка.

 

Рассмотрены вопросы предотвращения загрязнения- моря (ПЗМ) с судов, поскольку именно судовые механики ответственны за эксплуатацию судового оборудования по ПЗМ, в том числе за.проведение анализов нефтесодержащих вод, утилизацию нефтеостатков и др.

В книге приведены параметры работы судового оборудования, исследованы причины отказов и предложены меры по повышению надежности и экономичности механизмов и систем. В связи с этим справочник могут использовать не только судовые механики, но и специалисты проектноконструкторских бюро, курсанты и студенты морских учебных заведений.

В основу материала книги положены длительный опыт эксплуатации судовых энергетических установок промысловых судов как наиболее сложных (насыщены промысловыми механизмами, технологическим и холодильным оборудованием, водоопреснительными установками и др.) по сравнению с судами торгового флота, собственные предложения авторов, а также имеющаяся литература.

Подобный справочник создается впервые, поэтому авторы заранее благодарны за критические замечания и пожелания по его усовершенствованию, которые следует направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8, издательство „Судостроение”.

 

 

 

 

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

БТО - база технического обслуживания

ВО - воздухоохладитель

ВМТ - верхняя мертвая точка

ВОД - высокооборотный двигатель

ВОУ - водоопреснительная установка

ВРШ - винт регулируемого шага

ВТЭ - водотопливная эмульсия.

ВФШ - винт фиксированного шага

ГД - главный двигатель

ГСМ - горючесмазочные материалы

ДВС - двигатели внутреннего сгорания

ДГ - дизель-генератор

ДРА - дизель-редукторный агрегат

ИМО - Международная морская организация

ЛВК - лаборатория водоконтроля

ММФ - Министерство морского флота

МОД - малооборотный двигатель

МРХ - Министерство рыбного хозяйства

МСС - механикосудовая служба

НМТ - нижняя мертвая точка

ПАВ - поверхностно-активные вещества

ПЗМ - предотвращение загрязнения моря

ППР - планово-предупредительные работы

ПТК - пропульсивно-траловый комплекс

CKJIAB - судовая комплексная лаборатория анализа воды

CKJIAMT - судовая комплексная лаборатория анализа масел и топлив

СНО - система непрерывной очистки

СНТОР - система непрерывного технического обслуживания и ремонта

СОД — среднеоборотный двигатель

СТД - система технической диагностики

СЭУ — судовая энергетическая установка

ТА - теплообменный аппарат

ТК - турбокомпрессор

ТНВД - топливный насос высокого давления

ТННД  - топливный насос низкого давления

ФРП - флот рыбной промышленности

ЦПГ - цилиндро-поршневая группа