ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ВИНТОВ НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ КОРАБЛЯ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ВИНТОВ НА УПРАВЛЯЕМОСТЬ КОРАБЛЯ

На военных кораблях и торговых судах в качестве движителей в настоящее время применяются главным образом гребные винты.

Гребные винты являются движителями реактивного типа и бывают трех-, четырех- и пятилопастными. В зависимости от стороны вращения они разделяются на винты правого и левого вращения.
Винтом правого вращения считается такой винт, который на переднем ходу вращается по часовой стрелке, если смотреть по направлению движения корабля. Винт с противоположной стороной вращения называется винтом левого вращения. Конструктивная разница между теми и другими винтами заключается в различной установке лопастей: у винтов правого вращения лопасти установлены так, что при вращении по часовой стрелке (смотря с кормы) винт отбрасывает воду назад и толкает корабль вперед, а винт левого вращения отбрасывает воду вперед под корабль и тянет его назад. При вращении против часовой стрелки винт правого вращения отбрасывает воду вперед и толкает корабль назад, а винт левого вращения отбрасывает воду назад и толкает корабль вперед. По количеству гребных винтов корабли бывают одно-, двух-, трех-и четырехвинтовыми. По одному винту, установленному в диаметральной плоскости впереди руля, имеют вспомогательные суда, например, многие буксиры и суда торгового флота.

Большинство военных кораблей, например, крейсера, эскадренные миноносцы, тральщики, подводные лодки и др., имеют по два винта, установленных по бортам. Гораздо реже на кораблях устанавливается по три винта. По четыре винта, расположенных на обоих бортах попарно, устанавливается на линейных кораблях, крейсерах и авианосцах.

Каково же влияние работы винтов на поворотливость корабля и устойчивость его на курсе, т. е. в целом на управляемость корабля? Как показывает опыт, одновинтовый корабль на переднем и на заднем ходу при руле, находящемся в диаметральной плоскости, даже при отсутствии ветра, волны, течения, крена и диферента не идет прямолинейно, а, как правило, уклоняется с курса в ту сторону, в какую вращается его винт.

Эго объясняется тем, что кроме полезной силы, двигающей корабль, возникают при работе его винта вредные силы, уклоняющие его корму в сторону. Это обстоятельство и является одной из причин того, что управляемость одно-, двух-, трех-и четырехвинтовых кораблей различна.

Рассмотрим работу винта правого вращения; выводы же, сделанные в отношении винтов правого вращения, будут обратными для винтов левого вращения.

Для лучшего освоения настоящей темы необходимо ясно представить причину возникновения каждой из сил, « чему (к рулю, винту или кормовым обводам) они приложены, в какую сторону уклоняют они корму и нос корабля с курса.