На военных кораблях и торговых судах в качестве движителей в настоящее
время применяются главным образом гребные винты.
Гребные винты являются движителями реактивного типа и бывают трех-,
четырех- и пятилопастными. В зависимости от стороны вращения они
разделяются на винты правого и левого вращения.
Винтом правого вращения считается такой винт, который на переднем ходу
вращается по часовой стрелке, если смотреть по направлению движения
корабля. Винт с противоположной стороной вращения называется винтом
левого вращения. Конструктивная разница между теми и другими винтами
заключается в различной установке лопастей: у винтов правого вращения
лопасти установлены так, что при вращении по часовой стрелке (смотря с
кормы) винт отбрасывает воду назад и толкает корабль вперед, а винт
левого вращения отбрасывает воду вперед под корабль и тянет его назад.
При вращении против часовой стрелки винт правого вращения отбрасывает
воду вперед и толкает корабль назад, а винт левого вращения отбрасывает
воду назад и толкает корабль вперед. По количеству гребных винтов
корабли бывают одно-, двух-, трех-и четырехвинтовыми. По одному винту,
установленному в диаметральной плоскости впереди руля, имеют
вспомогательные суда, например, многие буксиры и суда торгового флота.
Большинство военных кораблей, например, крейсера, эскадренные миноносцы,
тральщики, подводные лодки и др., имеют по два винта, установленных по
бортам. Гораздо реже на кораблях устанавливается по три винта. По четыре
винта, расположенных на обоих бортах попарно, устанавливается на
линейных кораблях, крейсерах и авианосцах.
Каково же влияние работы винтов на поворотливость корабля и устойчивость
его на курсе, т. е. в целом на управляемость корабля? Как показывает
опыт, одновинтовый корабль на переднем и на заднем ходу при руле,
находящемся в диаметральной плоскости, даже при отсутствии ветра, волны,
течения, крена и диферента не идет прямолинейно, а, как правило,
уклоняется с курса в ту сторону, в какую вращается его винт.
Эго объясняется тем, что кроме полезной силы, двигающей корабль,
возникают при работе его винта вредные силы, уклоняющие его корму в
сторону. Это обстоятельство и является одной из причин того, что
управляемость одно-, двух-, трех-и четырехвинтовых кораблей различна.
Рассмотрим работу винта правого вращения; выводы же, сделанные в
отношении винтов правого вращения, будут обратными для винтов левого
вращения.
Для лучшего освоения настоящей темы необходимо ясно представить причину
возникновения каждой из сил, « чему (к рулю, винту или кормовым обводам)
они приложены, в какую сторону уклоняют они корму и нос корабля с курса.