КЛАССИФИКАЦИЯ ХОДОВ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ХОДОВ

Под ходом корабля понимается скорость, с которой корабль движется.

На всех военных кораблях устанавливаются степени скоростей: первая — самый малый ход, вторая — малый ход, третья — средний ход, четвертая — полный ход, пятая — самый полный ход, шестая — максимально возможный ход.

Самым малым ходом называется наименьшая скорость, при которой данный корабль продолжает еще слушаться руля. Иначе говоря, самым малым ходом называется наименьшая скорость, при которой корабль может управляться, т. е. удерживаться на курсе, сохраняя свое место в строю (при совместном плавании), продвигаться вперед и разворачиваться в любую сторону с помощью руля при наличии ветра и волны. Величина самого малого хода не одинакова для кораблей различных классов. Необходимость в самом малом переднем ходе обычно возникает, например, при швартовке корабля, постановке его на бочку, а в самом малом заднем ходе — при намерении удержать корабль от поступательного продвижения вперед при ветре, волне или течении, действующих с кормы, и т. п.

Полный ход по своей скорости соответствует 100%. Средний ход равен 75% полного хода. Малым ходом называется ход корабля, равный по скорости 50% полного хода.

Самый полный ход — ход больше полного хода на 4 узла. Самым полным задним ходом обычно пользуются только для предотвращения каких-либо аварий, например, при возможном столкновении во время совместного плавания на малом расстоянии между кораблями, при плавании в тумане и в узкостях.

Максимально возможный ход, ход наибольший при форсировании действующих котлов, дается только на короткое время.

Разница в скорости между полным и максимально возможным ходом представляет как бы скрытый запас скорости, который особенно важно иметь, например, крейсерам, эскадренным миноносцам и другим кораблям. От этих кораблей легких сил по роду их деятельности и оперативным задачам при совместном плавании с большими кораблями требуется быстрый переход на повышенные скорости.
 

Каждый корабль должен иметь в командных пунктах управления кораблем таблицу соответствия скорости ходов числу оборотов машин. Указанные выше степени скоростей на военных кораблях показываются с помощью черного шара (на малых кораблях) или шаров (на больших кораблях), поднимаемых на ноках фока-рея. Шары, поднятые «до места», означают, что машины застопорены. Шары, опущенные от нока рея на два диаметра шара, означают, что машины работают на самый малый передний ход. Шары, опущенные на четверть расстояния между реем и мостиком, означают малый передний ход. Шары, опущенные на середину расстояния между реем и мостиком, означают средний ход. Шары, совершенно опущенные, означают, что машины работают на полный или максимально возможный передний ход.

В предупреждение столкновений во время совместного плавания при увеличении скорости хода сначала изменяют скорость хода машинами и только после этого показывают изменение скорости хода приспусканием шаров, а при уменьшении скорости хода, наоборот, сначала поднимают шары, а затем изменяют скорость хода машинами.

Для точности высоты подъема шаров на фалах делаются марки. На линейных кораблях и крейсерах подъем шаров дублируется на грота-рее.

Задний ход всех степеней скорости обозначается соответствующим флагом, поднятым на одном или обоих ноках рея. Ночью и в условиях плохой видимости изменение скорости хода показывается сигналами, передаваемыми сигнальным фонарем, а также с помощью гудка, сирены и по внутриэскадренной связи по УКВ — в соответствии с имеющимися на этот счет правилами.