ПОЛЬЗОВАНИЕ МАШИННЫМ ТЕЛЕГРАФОМ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ПОЛЬЗОВАНИЕ МАШИННЫМ ТЕЛЕГРАФОМ

Приказания в машину для дачи всех указанных ходов даются с помощью машинного телеграфа. Более точная регулировка скорости хода для удержания своего места в строю при следовании кораблей в составе соединения осуществляется при помощи звонков.

При этом на кораблях с турбинами или дизелями один звонок означает 5—10 оборотов машине меньше, два звонка — 5—10 оборотов машине больше. Для кораблей с поршневыми машинами один звонок означает 2—3 оборота машине меньше, два звонка — 2—3 оборота машине больше.

Циферблаты машинных телеграфов обычно делятся на секторы с надписями соответствующих степеней скорости передних и задних ходов. Средний сектор в циферблатах всех систем имеет надпись «Стоп».

При семисекторном циферблате в обе стороны от среднего сектора расположены три сектора переднего хода с надписями

 

«Малый», «Средний» и «Полный» и три сектора заднего хода с такими же надписями (рис. 12, а).

При девятисекторном циферблате, кроме перечисленных секторов, с обеих сторон от сектора «Стоп» имеются еще секторы с надписями «Товсь» (рис. 12,6).

 

 

 

 

Рис. 12. Циферблаты машинного телеграфа:
а — семисекторный, б — девятисекторный, в — одиннадцатисекторный, г — тринадцатисекторный.

 

 


При одиннадцатисекторном циферблате для переднего и заднего ходов добавляются еще секторы с надписями «Самый малый» (рис. 12, б).

Тринадцатисекторный циферблат отличается от одиннадцатисекторного тем, что имеет для переднего и заднего ходов еще секторы с надписями «Самый полный» (рис. 12, г).

При полном тринадцатисекторном циферблате машинного телеграфа дважды сделанное (или повторенное) приказание
 

«Самый полный ход» означает «Дать максимально возможный ход».

При остальных циферблатах машинного телеграфа приказаниями о даче самого малого и самого полного ходов служат дважды сделанные (или повторенные) соответственно сигналы малого или полного хода.

Трижды сделанное приказание «Полный ход» означает «Дать максимально возможный ход».

Когда нет больше надобности в использовании машин, например, по окончании швартовки, постановки на якорь и т. п., командир корабля дает машинным телеграфом сигнал «Стоп» и сообщает об этом в машину по телефону или по переговорной трубе.

Передав в машину при помощи машинного телеграфа приказание об изменении скорости хода, командир корабля должен выждать время, необходимое для того, чтобы в машине успели выполнить принятый сигнал, так как развитие скорости хода зависит от технических причин. Последующие сигналы телеграфом следует давать только после выполнения предыдущих. Слишком частая, как говорят, «игра» рукоятками машинного телеграфа свидетельствует о плохой выучке командира корабля и не дает ожидаемых результатов. Кроме того, слишком частые сигналы машинным телеграфом нервируют личный состав, обслуживающий машины.

Правильное пользование машинами заключается в возможном ограничении числа приказаний, передаваемых в машину. В сложной обстановке; например, при швартовке, следует быть особо внимательным к результатам работы машин и давать последующие изменения хода только тогда, когда есть полная уверенность в их необходимости.

Если при этих условиях обнаружится, что машинами дан по ошибке не тот ход, который задан (например, вместо заднего хода — передний или наоборот), то командир сейчас же без промедления должен поставить ручки машинного телеграфа на «Стоп» (т. е. дать приказание застопорить машины), после чего повторить нужное приказание. При увеличении или уменьшении скорости ходов при совместном плавании в строях кильватера, уступа и др., а в особенности при погашении инерции переднего хода при движении в узкостях, надлежит давать скорость хода обеими машинами одновременно, так как разница во времени начала работы машин может вызвать нежелательное уклонение корабля с курса.

Право назначения (в отдельном плавании) скорости хода корабля принадлежит исключительно командиру корабля. В крайних случаях, когда необходимость изменения скорости хода диктуется обстановкой и не терпит отлагательства, это право предоставляется лицу, заменяющему командира корабля на ходовом мостике. Это лицо может изменить скорость хода без разрешения командира корабля только в непредвиденных, грозящих опасностью случаях, как, например, во избежание столкновения с другими кораблями, при обнаружении внезапной навигационной опасности, для уклонения от внезапных атак противника, а также для спасения упавшего за борт человека.