В судостроении находит применение большое количество материалов,
основными из которых следует считать металлы, дерево и пластмассы.
Каждый из применяемых материалов обладает определенными химическими,
физико-механическими и технологическими свойствами, которые имеют
решающее значение при определении их использования в судостроении.
Эти свойства, в соответствии с техническими условиями, должны быть
достигнуты при изготовлении материалов и учтены при создании судовых
конструкций.
Каждая поставляемая на судостроительный завод партия материала, несмотря
на сопровождающие его документы – сертификаты, удостоверяющие его
качество, на заводе вновь проходит химические, механические и
технологические испытания.
В металлическом судостроении основным материалом для постройки корпусных
конструкций служит сталь. В морском судостроении в основном применяют
низколегированные стали, обладающие значительно повышенными прочностными
характеристиками по сравнению с углеродистой сталью. Внедрение
легированных сталей при равнопрочных конструкциях позволяет уменьшить
собственный вес корпуса судна. Переход от клепаных конструкций к
сварным, замена трудоемких и сложных крупногабаритных литых деталей
(форштевней, ахтерштевней, кронштейнов, рулевых рам и пр.) сварными (из
листового и профильного проката) и листосварными оказались возможными
благодаря созданию новых марок сталей, которые хорошо свариваются и
имеют повышенную прочность, а некоторые из них, кроме того, обладают
высокими литейными качествами.
Одним из основных показателей механических качеств материала является
предел текучести бT, который входит в расчетные формулы прочности
судовых конструкций (и, следовательно, предопределяет их вес).
Для изготовления прочих, менее ответственных корпусных конструкций,
применяют углеродистые судостроительные стали, чугун, легкие сплавы,
цветные металлы, пластмассы и т. п.