Коррозией металлов называется их разрушение вследствие химического или
электрохимического взаимодействия с внешней средой.
Химической коррозией называется процесс разрушения металлов без
электрического тока, происходящий в среде сухих газов или в жидкостях,
не проводящих электрический ток. Химической коррозии подвергаются
поверхности корпусных конструкций при соприкосновении с перевозимыми
нефтепродуктами, солью, углем и другими минералами.
Наибольшие коррозионные разрушения наблюдаются на танках, вмещающих
светлые сорта нефтепродуктов – бензины, керосины и т. п.,- от
воздействия на металл корпуса сернистых соединений и различных кислотных
остатков, входящих в их состав.
Электрохимической коррозией является процесс разрушения металла при
соприкосновении его с жидкостями, проводящими электрический ток
(электролитами). Это разрушение происходит на границе между металлом и
жидкостью и вызвано электрохимической реакцией, возникающей между ними,
аналогично явлению, протекающему в гальваническом элементе. Таким
электролитом по своему химическому составу является морская вода.
Металлический же корпус судна, представляющий собой неоднородный по
структуре материал, образует большое количество микрогальванических пар,
являющихся анодами, с участков которых металл, корродируя, переходит в
раствор.
В судостроении наибольшие потери металлов от корродирования происходят
вследствие электрохимической коррозии, влияние на которую оказывает
состав морской воды (наличие в пей солей и содержание кислорода).
Известно, что введение, например, в сталь легирующих элементов повышает
ее антикоррозионную стойкость.
Рассматривая коррозионные разрушения корпуса, можно обнаружить следующую
закономерность: наибольшему разрушению подвергается наружная обшивка
корпуса в районах грузовой ватерлинии и действия гребных винтов, верхняя
палуба у бортов, концевые поперечные переборки, палубы трюмов в районе
льял, сварные швы и головки заклепок.
Методами борьбы с коррозией корпуса судна являются: выбор металла,
обладающего наибольшей коррозионной стойкостью в определенных условиях
эксплуатации судна; применение легированных сталей; нанесение на
поверхность металла различных покрытий – гальванизация, металлизация и
плакирование металлом (цинком, никелем, хромом и др.), лакокрасочные
покрытия и установка электрохимической (катодной и протекторной) защиты,
а также исключение контактов стальных конструкций с деталями из других
сплавов, в первую очередь с цветными металлами.
Наиболее эффективным способом борьбы с коррозией судового корпуса
является электрохимический способ , заключающийся в установке в районе
предполагаемого коррозионного разрушения проекторов – металлических
накладок из магниево-алюминиевого сплава или цинка, электрический
потенциал которого ниже потенциала защищаемого металла. Этот способ
основан на разнице электрических потенциалов металла (катода),
подвергающегося коррозии, и протектора (анода).
Кроме коррозионного разрушения, на наружной обшивке в районе гребных
винтов наблюдаются внешне схожие разрушения металла в виде скопления на
поверхности углублений и язвочек. Такое разрушение называется эрозией
металла.
Эрозия металла происходит от механического воздействия на поверхность
металла быстродвижущихся частиц жидкостей, песчинок твердых тел,
взвесей, газовых пузырьков и т. п. Интенсивность эрозионного разрушения
зависит от однородности структуры и твердости металла. Для увеличения
эрозионной стойкости в металл корпуса вводят легирующие компоненты,
повышающие его прочность и антикоррозионную стойкость, производят
поверхностное упрочение, закалку и проводят другие мероприятия.