При плавании в ледовых условиях (самостоятельно или в составе каравана
под проводкой ледоколов) следует иметь в виду, что, несмотря на
совершенствование судов, опасность получения ими ледовых повреждений
нисколько не уменьшилась. Выбор и поддержание оптимальной скорости
движения судна в ледовых условиях являются основной задачей
судоводителей, управляющих судном.
Сведения о характере возможного обледенения судов в отдельных районах
Мирового океана приводятся в Атласах обледенения судов и в Извещениях
мореплавателям ГУНиО МО.
Вахта на мостике при ледовом плавании обычно осуществляется двумя
судоводителями, один из которых - капитан или старпом -управляет судном,
а другой выполняет штурманские обязанности, а также наблюдает за ледовой
обстановкой, обеспечивает связь с ведущим ледоколом и судами в караване,
выполняет распоряжения капитана.
При плавании в районах с низкими температурами вахтенная служба ведет
наблюдение за забрызгиванием судна и началом отложения льда; определяет
направление ветра, при которых происходит обледенение; организует
подготовку к действию средств борьбы с обледенением; выбирает под
руководством капитана курсы и скорости судна по отношению к ветру и
волнам, при которых забрызгивание и заливание будут наименьшими; ведет
наблюдение за остойчивостью судна и принимает безотлагательные меры к ее
восстановлению.
При обледенении в первую очередь ото льда освобождаются ходовые огни,
навигационные, сигнальные и спасательные средства, проходы для членов
экипажа.