Ведение штурманом прокладки маршрута судна в рейсе
Контроль за безопасным плаванием судна по маршруту, заданному
предварительной прокладкой, осуществляется путем непрерывного ведения
исполнительной прокладки.
Исполнительная прокладка заключается в счислении пути судна, определении
места, периодической коррекции обсервациями счисления пути, нанесении на
карту линии пути судна, счислимых и обсервованных мест, знаков переноса
счисления.
В процессе ведения исполнительной прокладки одновременно решаются
задачи:
определение текущего места судна относительно предварительной прокладки
и навигационных опасностей;
регистрация (документация) текущего места судна.
Следует стремиться к тому, чтобы исполнительная прокладка была
максимально близка к предварительной. Поэтому курс судна по возможности
часто корректируют для того, чтобы точнее удерживать судно на линии
проложенного пути. В случае нецелесообразности выхода судна на линию
пути, заданного предварительной прокладкой, выбирается новый путь и/или
корректируются поворотные точки с соблюдением всех рекомендаций по
выполнению предварительной прокладки.
На реках, акваториях портов, узких и извилистых фарватерах, в иных
районах, где маневрирование курсом и/или скоростью выполняется с
периодичностью менее 5 мин, исполнительная прокладка ведется путем
нанесения на карту только обсервованных мест, отметки на карте моментов
прохождения (траверзов) береговых и плавучих ориентиров, поворотов с
одного колена канала или фарватера на другое. Для контроля движения
судна в этих районах используются створы и системы средств ограждения
опасностей, особенно там, где другие способы определения места судна не
обеспечивают необходимой точности и оперативности.
Особым случаем является ведение исполнительной
прокладки с помощью судовой аппаратуры, автоматически рассчитывающей
обсервованное место судна с частотой опроса датчика информации,
составляющей обычно 2-5 с, и индицирующей (регистрирующей) полученное
обсервованное место в графическом, цифровом или смешанном виде на
индикаторных устройствах, в оперативной памяти и/или на ленте
регистрирующего устройства.
В этом случае на навигационные карты соответствующим условным знаком
наносятся вручную только поворотные и часовые точки. Эти точки
соединяются линиями пути, образуя исполнительную прокладку.
При переходе с карты на карту место судна переносится:
по измеренным навигационным параметрам береговых ориентиров, имеющихся
на обеих картах;
по измеренным на карте пеленгу на береговой ориентир и расстоянию до
него при плавании вблизи берега (контроль при этом осуществляется по
координатам);
по координатам - при плавании в открытом море.
Прокладка сохраняется на карте до повторного использования карты.