Изучение района и маршрута плавания перед выходом судна
Изучение района плавания в полном объеме выполняется судоводительским
составом перед выходом в первое плавание по данному маршруту.
Перед повторным рейсом по ранее изученному маршруту уточняются уже
известные положения и изучаются новые данные, связанные с изменениями в
навигационной обстановке, объявленными в корректурных документах, а
также учитывается опыт, полученный в предыдущих рейсах.
Изучение района плавания выполняется по подобранным и откорректированным
картам, руководствам и пособиям с учетом рекомендаций, служб
безопасности мореплавания,... представителей за границей, лоцманов.
Следует иметь в виду, что на генеральных картах навигационные опасности
показывают только для навигационной характеристики района. Навигационные
опасности в прибрежной зоне от береговой линии до изобаты 20 м (в
приглубых районах до изобаты 50 м, в отмелых - до изобаты 10 м) на карты
не наносят. На прибрежные части генеральных карт при наличии путевых
карт не наносят затонувшие суда, навигационные опасности с обозначениями
ПС, СС и ”По донесению.”
Протяженность изучаемой за один раз части маршрута следует разумно
ограничить. При этом не должно быть упущено изучение районов,
прилегающих к проложенному маршруту плавания и местам укрытия.
При изучении района плавания, удаленного от
берегов, уясняются:
общая навигационно-гидрографическая характеристика района, удаленность
от берега и навигационных опасностей, рельеф дна и глубина, наличие
банок, отмелей, отличительных глубин и их близость к предполагаемому
маршруту следования;
гидрометеорологические особенности: преобладающие ветры, пути
прохождения циклонов, волновой режим, вероятность пониженной видимости,
ледовый режим и границы распространения плавучих льдов и айсбергов,
районы возможного обледенения, действующие течения;
обеспеченность радионавигационными системами, приемоин-дикаторами
которых оборудовано судно, режимы их работы, точность, возможные
ограничения в использовании;
ограничения при проводке судна по рекомендациям прогностических центров
(высота волны, скорость ветра, направление волнения и др.);
система передачи прогнозов, штормовых и ледовых предупреждений,
оперативной навигационной информации по районам плавания.
При изучении района со стесненными условиями плавания и подходов к
портам дополнительно уясняются;
навигационно-гидрографические особенности района: рекомендованные пути и
маршруты, фарватеры и каналы, длина и ширина их колен; опасные,
запретные и ограниченные для плавания районы, районы интенсивного
движения судов и паромов, лова рыбы, разведки и добычи нефти и газа;
системы разделения движения судов; места возможных якорных стоянок и их
характеристики;
гидрологические особенности: приливо-отливные и сгоннонагонные явления;
характер и степень ветрового волнения; опресненность воды; влияние этих
факторов на допустимую осадку и скорость судна при прохождении им
наиболее мелководных участков; наличие тягуна;
обеспеченность района плавания средствами
навигационного оборудования, их режим работы и ограничения в
использовании; возможности применения РЛС для определения места судна;
характерные признаки для опознания навигационных ориентиров и
предостерегательных знаков;
возможные способы и необходимая частота определений места судна с тем,
чтобы удержать его в пределах фарватеров или каналов;
зоны действия, виды обслуживания систем УДС;
местные правила, действующие в портах и районах со стесненными условиями
плавания.