7.4. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАСЧЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ФУРМЫ

  Главная     Учебники - Металлургия      Расчёт и конструирование оборудования для внепечной обработки и разлива стали

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

7.4. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАСЧЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ФУРМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССА ДОННОЙ ПРОДУВКИ СТАЛИ В РАЗЛИВОЧНЫХ КОВШАХ
 

 

 

 

Как отмечалось ранее, фурма, используемая для донной продувки стали в разливочном ковше во время ее выпуска из плавильного агрегата, должна быть установлена в канал ковшевого затвора в соответствии со схемой, приведенной на рис. 103, перед его засыпкой огнеупорным порошком. После этого ковш прогревается с помощью газовой горелки, а затем подается под печь или конвертер для приема плавки. При разработке теоретических по-
ложснии расчета параметров щелевых фурм учитывались не только геометрические параметры огнеупорных элементов, формирующих канал в футеровке сталеразливочного ковша, но и условия его разогрева перед подачей под плавильный агрегат для приема и инжехщионной обработки металла, а также температурное состояние металлической фурмы непосредственно перед попаданием в ее канал жидкой стали при прекращении процесса продувки. Такой подход к решению поставленной теоретической задачи должен обеспечить повышение точности расчетов с использованием полученных зависимостей, поскольку исходные данные о начальном состоянии системы продувочного узла ковшового затвора принимаются на основании информации о температурных полях, формирующихся на различных стадиях процесса его подготовки к работе.

Схема расчетной области для задачи о затвердевании жидкой стали,
попадающей в канал фурмы при отключении подачи газа, приведена на рис. 104.

Предлагаемая математическая модель предполагает решение поставленной задачи в три этапа. На первом этапе математического моделирования определяли температурное поле футеровки в районе установки щелевой фурмы при разогреве ковша. Численные значения температуры в узловых точках расчетной области, полученные на первом этапе моделирования, использовали в качестве начальных условий второго этапа моделирования.

На втором этапе определяли температурное поле футеровки в районе установки щелевой фурмы при заполнении ковша металлом и продувке. Численные значения температуры в узловых точках расчетной области, полученные на втором этапе моделирования, использовали в качестве начальных условий третьего этапа моделирования.

На третьем этапе определяли время затвердевания металла и глубину его проникновения в щелевую фурму после окончания продувки.

При разработке математической модели приняты следующие допущения:

поперечное сечение канала фурмы имеет форму прямоугольника с размерами а х Ь;

зазоры между разливочным стаканом, гнездовыми кирпичами, штучными кирпичными изделиями, кожухом ковша, затвердевающим металлом и поверхностью канала фурмы отсутствуют (предполагается идеальный контакт);

влияние кожуха ковша и шиберного затвора на распределение температуры в районе установки щелевой фурмы не учитывается;
температурное поле формируется симметрично относительно оси щелевой фурмы;

воздух, находящийся в канале щелевой фурмы при разогреве ковша, и азот, оставшийся в канале после окончания продувки, неподвижны, т. е. их нагрев осуществляется только за счет передачи теплоты теплопроводностью.
 

 

 

В процессе математического моделирования теплового состояния расплава, попавшего в канал фурмы после прекращения подачи газа, определяли глубину проникновения металла и время его затвердевания для заданных значений размеров поперечного сечения канала а* Ь. Если расчетное значение глубины проникновения жидкой стали в канал фурмы превышало 0,5 его длины, в соответствии с алгоритмом программы уменьшали зазор между стенками фурмы на 0,1 прежнего размера а и выполнялся повторный расчет. Указанные расчетные операции повторялись до тех пор, пока глубина прохода металла в канал фурмы для вновь заданных значений размеров а х Ь оказывалась меньше половины длины ее газоподводящего тракта.

В качестве примера на рис. 105-107 приведены полученные расчетным путем температурные поля днища 250-тонного сталеразливочного ковша при его разогреве, заполнении жидким металлом и после окончания продувки. Исходными данными для выполнения расчета являлись: продолжительность разогрева ковша (3600 с), начальная температура футеровки (20 °С), температура продуктов сгорания (900 °С), температура окружающего воздуха (20 °С). длительность выпуска стали (1200 с), температура металла (ликвидус 1516 °С, солидус 1480 °С), толщина футеровки днища ковша (0,5 м), общая длина канала фурмы (1 м). При указаных значениях учитываемых параметров глубина проникновения металла в канал фурмы составляет 0,415 м при ее поперечном проходном сечении 33 х 3 мм [86],

Для оценки корректности полученных расчетным путем данных о геометрических параметрах щелевого сопла фурмы и соответствующей им глубине проникновения в ее канал жидкого металла, на которой происходила его кристаллизация, их сравнивали с результатами про-
водившихся ранее промышленных экспериментов. В ходе выполнения экспериментальных работ несколько фурм, отличавшихся геометрическими параметрами проходного сечения сопла, после окончания продувки стали в разливочных ковшах извлекали и разрезали по продольной оси [131, 149]. Сопоставительные данные о глубине проникновения металла в канал фурмы, полученные экспериментальным путем и с использованием предлагаемой математической модели, приведены в табл, 23. Степень соответствия опытных и теоретических данных позволяет использовать предложенную математическую модель для расчета оптимальных геометрических параметров щелевых металлических фурм для донной продувки стали через канал затвора разливочного ковша с учетом его вместимости, толщины футеровки днища и температурных условий разогрева перед подачей под плавильный агрегат для приема жидкого металла.