|
|
|
содержание ..
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
7.4. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАСЧЕТА
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ФУРМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССА ДОННОЙ ПРОДУВКИ СТАЛИ В РАЗЛИВОЧНЫХ КОВШАХ
Как отмечалось ранее, фурма, используемая для
донной продувки стали в разливочном ковше во время ее выпуска из
плавильного агрегата, должна быть установлена в канал ковшевого затвора
в соответствии со схемой, приведенной на рис. 103, перед его засыпкой
огнеупорным порошком. После этого ковш прогревается с помощью газовой
горелки, а затем подается под печь или конвертер для приема плавки. При
разработке теоретических по-
ложснии расчета параметров щелевых фурм учитывались не только
геометрические параметры огнеупорных элементов, формирующих канал в
футеровке сталеразливочного ковша, но и условия его разогрева перед
подачей под плавильный агрегат для приема и инжехщионной обработки
металла, а также температурное состояние металлической фурмы
непосредственно перед попаданием в ее канал жидкой стали при прекращении
процесса продувки. Такой подход к решению поставленной теоретической
задачи должен обеспечить повышение точности расчетов с использованием
полученных зависимостей, поскольку исходные данные о начальном состоянии
системы продувочного узла ковшового затвора принимаются на основании
информации о температурных полях, формирующихся на различных стадиях
процесса его подготовки к работе.
Схема расчетной области для задачи о затвердевании жидкой стали,
попадающей в канал фурмы при отключении подачи газа, приведена на рис.
104.
Предлагаемая математическая модель предполагает решение поставленной
задачи в три этапа. На первом этапе математического моделирования
определяли температурное поле футеровки в районе установки щелевой фурмы
при разогреве ковша. Численные значения температуры в узловых точках
расчетной области, полученные на первом этапе моделирования,
использовали в качестве начальных условий второго этапа моделирования.
На втором этапе определяли температурное поле футеровки в районе
установки щелевой фурмы при заполнении ковша металлом и продувке.
Численные значения температуры в узловых точках расчетной области,
полученные на втором этапе моделирования, использовали в качестве
начальных условий третьего этапа моделирования.
На третьем этапе определяли время затвердевания металла и глубину его
проникновения в щелевую фурму после окончания продувки.
При разработке математической модели приняты следующие допущения:
поперечное сечение канала фурмы имеет форму прямоугольника с размерами а
х Ь;
зазоры между разливочным стаканом, гнездовыми кирпичами, штучными
кирпичными изделиями, кожухом ковша, затвердевающим металлом и
поверхностью канала фурмы отсутствуют (предполагается идеальный
контакт);
влияние кожуха ковша и шиберного затвора на распределение температуры в
районе установки щелевой фурмы не учитывается;
температурное поле формируется симметрично относительно оси щелевой
фурмы;
воздух, находящийся в канале щелевой фурмы при разогреве ковша, и азот,
оставшийся в канале после окончания продувки, неподвижны, т. е. их
нагрев осуществляется только за счет передачи теплоты теплопроводностью.
В процессе математического моделирования теплового
состояния расплава, попавшего в канал фурмы после прекращения подачи
газа, определяли глубину проникновения металла и время его затвердевания
для заданных значений размеров поперечного сечения канала а* Ь. Если
расчетное значение глубины проникновения жидкой стали в канал фурмы
превышало 0,5 его длины, в соответствии с алгоритмом программы уменьшали
зазор между стенками фурмы на 0,1 прежнего размера а и выполнялся
повторный расчет. Указанные расчетные операции повторялись до тех пор,
пока глубина прохода металла в канал фурмы для вновь заданных значений
размеров а х Ь оказывалась меньше половины длины ее газоподводящего
тракта.
В качестве примера на рис. 105-107 приведены полученные расчетным путем
температурные поля днища 250-тонного сталеразливочного ковша при его
разогреве, заполнении жидким металлом и после окончания продувки.
Исходными данными для выполнения расчета являлись: продолжительность
разогрева ковша (3600 с), начальная температура футеровки (20 °С),
температура продуктов сгорания (900 °С), температура окружающего воздуха
(20 °С). длительность выпуска стали (1200 с), температура металла
(ликвидус 1516 °С, солидус 1480 °С), толщина футеровки днища ковша (0,5
м), общая длина канала фурмы (1 м). При указаных значениях учитываемых
параметров глубина проникновения металла в канал фурмы составляет 0,415
м при ее поперечном проходном сечении 33 х 3 мм [86],
Для оценки корректности полученных расчетным путем данных о
геометрических параметрах щелевого сопла фурмы и соответствующей им
глубине проникновения в ее канал жидкого металла, на которой происходила
его кристаллизация, их сравнивали с результатами про-
водившихся ранее промышленных экспериментов. В ходе выполнения
экспериментальных работ несколько фурм, отличавшихся геометрическими
параметрами проходного сечения сопла, после окончания продувки стали в
разливочных ковшах извлекали и разрезали по продольной оси [131, 149].
Сопоставительные данные о глубине проникновения металла в канал фурмы,
полученные экспериментальным путем и с использованием предлагаемой
математической модели, приведены в табл, 23. Степень соответствия
опытных и теоретических данных позволяет использовать предложенную
математическую модель для расчета оптимальных геометрических параметров
щелевых металлических фурм для донной продувки стали через канал затвора
разливочного ковша с учетом его вместимости, толщины футеровки днища и
температурных условий разогрева перед подачей под плавильный агрегат для
приема жидкого металла.
|
|
|